Историю Евгений рассказал на своем сайте. Началось все с того, что его друг попросил купить не продающийся в России смартфон Motorola Moto G с тремя сменными крышками к нему. Заказ молодой человек решил сделать на одном из проверенных сайтов, откуда прежде никаких проблем с доставкой у него не было. Покупки в зарубежных интернет-магазинах Евгений совершал достаточно часто: по его словам, за все время ему доставили не менее 15 товаров. "О том, что возникнут хоть какие-то трудности, даже и не задумывался. Заказ был оплачен и выслан мне 15 мая 2014 года, тогда же и дали трекинг для отслеживания", - рассказывает Яруткин.
Однако сразу же начались странности, которые удивили Евгения. В трекинге появилась пометка "Направлено с таможенным уведомлением". Кроме этого, из Германии смартфон отправили не в Москву, как обычно, а через Калининградскую таможню. На почте молодому человеку посылку не выдали, сославшись на то, что из-за особой пометки разрешение на ее получение должна давать таможня. Сотрудники ведомства, вскрывшие и описавшие посылку, пояснили Яруткину, что выдать ее не смогут, так как приобретенная Motorola Moto G не имеет нотификации - документа от ФСБ, разрешающего ввоз этой модели смартфона на территорию нашей страны.
"Примерно месяц я пытался найти выход из ситуации: писал в интернет-магазин и техподдержку компании Motorola, уговаривал таможенников и почтовиков. Все было бесполезно. В итоге я решил сходить в местное отделение ФСБ, где пообещали помочь, чем смогут. Но через несколько дней мне сообщили, что вариантов нет, я не смогу получить посылку. На будущее посоветовали просить магазин писать в инвойсе не точное название модели, а что-то вроде "Mobile phone" или "Cell phone". Тогда, возможно, посылка доедет до отделения почты безо всяких таможенных уведомлений", - поясняет Евгений.
Самое интересное, что ранее молодой человек уже покупал Motorola Moto G в английском интернет-магазине, и никаких проблем с доставкой и получением смартфона не было. Отчаявшись, Яруткин решил вернуть телефон в интернет-магазин и написал на почте отказ от посылки. Проблема вроде бы разрешилась. Однако через две недели Евгению позвонили из таможни и сообщили, что намерены завести на него дело за административное правонарушение.
В определении, выданном молодому человеку, было сказано, что приобретенный им "сотовый телефон является абонентским устройством связи, имеющим функции шифрования, и попадает под раздел 2.19 "Шифровальные (криптографические) средства, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза ограничен". Ввоз таких шифровальных средств осуществляется на основании лицензий, нотификаций, зарегистрированных ФСБ России.
В отношении Евгения возбудили дело по части 1 статьи 16.3 КоАП России "Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ". Ему грозит штраф от 1,5 до 2,5 тысячи рублей. Виновным Яруткин себя не признал, "ибо это маразм высшей степени". 30 июля дело должны передать начальнику Ульяновской таможни, а в августе Евгению озвучат решение по его делу.
- Мораль сей басни такова - по возможности избегайте заказа техники, которая не продается в России. Я вообще больше ничего заказывать не буду. Во всяком случае, до тех пор, пока не найдется 100-процентный способ избежать таможенного уведомления, - резюмирует Евгений.
Константин Толкачев, независимый юрист:
- С момента создания Таможенного союза мы видим нарастание двух противоположных тенденций. С одной стороны, можно позитивно оценить гармонизацию таможенных отношений стран-участниц ТС. Но с другой, возникают абсурдные аспекты в регулировании таможенных отношений. Яркий пример - запрет на продажу и производство синтетического нижнего белья, что связано с межгосударственным ГОСТ "Изделия трикотажные бельевые для взрослых. Нормы физико-гигиенических показателей" и "Изделия швейные бельевые. Общие технические условия". Эти же требования были внесены в технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности".
В ситуации же, когда человека фактически привлекают к административной ответственности за покупку и ввоз мобильного телефона из-за отсутствия грифа "согласовано" от ФСБ, можно увидеть еще одну задачу, которую предстоит решить в ближайшее время. Нельзя декларировать свободу торговли и запрещать ввозить товары, которые самостоятельно выбирает потребитель. Важно найти возможность совершенствовать устаревшее во всех смыслах законодательство - в XXI веке бессмысленно создавать подобные барьеры. Убежден, что этот молодой человек должен быть реабилитирован вышестоящим судом, так как в его действиях нет умысла на нарушение таможенных норм.