Новости

15.07.2014 00:47
Рубрика: Экономика

Одного долга мало

Текст: Андрей Бахвалов (главный исполнительный директор компании "Домашние деньги")
Микрофинансовые организации хотят формировать резервы по процентам.

Микрофинансовые организации, несмотря на относительную молодость, уже стали полноценными игроками финансового рынка. Дополнительное тому свидетельство - инициатива Банка России обязать МФО формировать резервы. Необходимость в методологии возникла в связи с внесением в конце 2013 года поправок в Налоговый кодекс. Они лишили МФО права работать по упрощенной системе налогообложения, но одновременно позволили уменьшать налоговую базу за счет формирования резервов. Обязанность формировать резервы у МФО может появиться после 2015 года, когда устанавливать правила бухучета для некредитных финансовых организаций будет не минфин, а ЦБ.

Почему это так важно для микрофинансовых организаций? Для ответа на этот вопрос важно понимать, зачем вообще нужны резервы. Они необходимы для качественного отражения финансовых результатов. Они формируются на просроченные кредиты или займы и начисляются в соответствии со статистикой выхода договоров в дефолт. Чем выше вероятность дефолтного кредита, тем больший резерв начисляется на этот кредит по невозврату. Таким образом, в конкретный момент времени отражается реальный финансовый результат. Инвестор, к примеру, или акционер компании сразу видит реальное состояние дел внутри организации.

Но резервы интересны МФО не только как дополнительный инструмент коммуникации с инвесторами. Конечно, нам важно сегодня активно привлекать инвесторов, ведь дополнительных источников фондирования сейчас у МФО не так много. Помимо прозрачности бизнеса, а для МФО это очень важно, учитывая непростой имидж сектора, и качественной финансовой отчетности резервы дают возможность уменьшать налогооблагаемую базу.

Сегодня микрофинансовые компании с большими оборотами попадают в некий налоговый парадокс - они вынуждены платить налоги с несуществующих доходов или на ранних стадиях работы с просроченной задолженностью продавать ее в коллекторские агентства с дисконтом, неся дополнительные убытки и теряя связь со своим клиентом.

Несомненно, то, что этим вопросом активно занимается регулятор, уже само по себе позитивная тенденция, свидетельствующая об улучшении и очищении сектора. Важно еще и то, что стандарты сейчас разрабатываются при активном участии бизнеса, саморегулируемых организаций.

К сожалению, законопроект предусматривает, что резервы начисляются только на основной долг. На проценты можно начислять только резерв в размере 10%. Для банковского рынка, возможно, это и приемлемо, но для микрофинансового рынка, где объем процентов зачастую сопоставим или даже превышает объем основного долга, этого недостаточно. Мы понимаем, что это уже следующий этап работы, и обсуждаем это с регулятором.

Еще один принципиально важный момент - это проработка вопроса норматива достаточности собственных средств. Норматив достаточности собственных средств, то есть сумма капитала и субординированных кредитов к активам, сегодня не отражает реального финансового состояния МФО. В случае создания резервов норматив достаточности средств ухудшится.

До 2014 года у МФО никаких резервов не было, как и обязанностей по их созданию, при этом норматив достаточности собственных средств был внедрен еще по закону о микрофинансовой деятельности. Мы бы хотели, чтобы резервирование для МФО стало обязательным. По нашим данным, лишь 25% компаний начисляют сегодня резервы и могут пройти эту процедуру безболезненно.

При этом стоит придерживаться консервативного подхода в этом вопросе. Важно установить некий "переходный период", на время которого компании смогут поэтапно начислять резервы в течение года. Одномоментно начислить весь объем резервов, которые надо сделать в соответствии с этой методикой, для многих МФО будет проблематично,и может негативно отразиться на финансовой отчетности в виде огромного убытка.

Более того, если принять норматив достаточности собственных средств, то это приведет к тому, что многим компаниям придется изыскивать дополнительные денежные средства для вливания в уставной капитал компании. Это большие затраты акционеров, и не все компании смогут на это пойти.

Несомненно, один из самых важных аспектов - это вопрос методики начисления резервов, то есть алгоритм начисления. Без методики использование закона невозможно. И рынок ее ждет с нетерпением. Сами ставки резервов, которые сегодня прорабатываются, были созданы с участием СРО и ведущих МФО еще в 2013 году. Надеюсь, что все инициативы будут внедрены уже в третьем квартале 2014 года. Конечно же, это не будет означать конца движения по этому вопросу. Еще требуется вносить изменения. Во-первых, дать возможность начислять резервы на проценты, во-вторых, все-таки связать резервы с нормативами.

Рынок молодой, поэтому потенциал развития у него огромный. Новые компании на этом рынке возникают постоянно. Сегодня их уже около 5 тысяч. Это больше, чем в любой другой стране мира. Нам на этом рынке нужны качественные игроки, готовые вести правильный бизнес, делать аудит, предоставлять прозрачную отчетность, готовые вкладывать деньги в развитие сектора, а не работать по принципу компаний-однодневок. Более цивилизованной работе на рынке способствуют также СРО, которые будут выполнять часть контролирующих функций, делегированных регулятором.

Экономика Финансы Банки Правительство Минфин Налоговое законодательство Банковское законодательство