Несмотря на непрекращающиеся протесты и забастовки, задержки в строительстве стадионов и даже человеческие смерти, а также бурные общественные дискуссии о целесообразности проведения таких масштабных мероприятий, чемпионат мира признан удачным. И Блаттер не скрывал своего удовлетворения.
На специальной итоговой пресс-конференции в Рио-де-Жанейро глава мирового футбола заявил, что еще во время матча группового этапа, в котором сборная Голландии разгромила действующих на тот момент чемпионов мира испанцев 5:1, он почувствовал: "этот турнир будет особенным".
Итоговая оценка, выставленная ФИФА бразильскому чемпионату мира, оказалась неожиданно высокой - 9,25 из 10. Для сравнения: ЧМ-2010 в ЮАР получил девять баллов.
- За эти четыре года мы сделали большой шаг вперед. Но максимальный балл присудить мы не могли. В футболе совершенство недостижимо, - заключил Йозеф Блаттер.
Теперь, по мнению президента ФИФА, планка, заданная Бразилией, должна стать вызовом для России, в которой в 2018 году пройдет следующее мировое первенство. Как известно, анализ опыта одного чемпионата мира является важным этапом в подготовке следующего. Неудивительно поэтому, что на пресс-конференции в Рио Блаттер охотно рассуждал о том, что будет в России, причем некоторые его заявления вызвали серьезный резонанс.
- Сейчас мы смотрим в направлении ЧМ-2018 и думаем над тем, какое количество стадионов идеальное. В сентябре мы проведем ряд встреч с оргкомитетом и посмотрим, стоит ли оставить 12 стадионов или сократить их количество до десяти, - откровенничал президент ФИФА.
Напомним, матчи чемпионата мира в России планировалось провести в 11 городах, а дюжина утвержденных стадионов называлась окончательной. Впрочем, гадать, какой город останется вне списка, пока нет смысла.
"У Блаттера спросили, возможно ли сократить количество стадионов для стран-организаторов в будущем, в частности, для Катара. Он ответил, что теоретически можно играть на 10 стадионах по опыту ЮАР. Но это не руководство к действию", - прокомментировал слова Блаттера глава оргкомитета ЧМ-2018 Алексей Сорокин.
Позже в пресс-службе ФИФА подтвердили, что "замечания президента Блаттера носят общий характер". Отметим, что ближайшая поездка инспекционной комиссии ФИФА в Россию состоится в сентябре.
А вот что прозвучало не рекомендательно, а вполне себе императивом, так это призыв бороться с расизмом. На фоне многочисленных акций в поддержку разного рода дискриминации огромные баннеры на бразильских стадионах с надписью "Скажи нет расизму" выглядели голословно.
- Я недоволен тем, как проходила борьба с расизмом во время ЧМ-2014. Я передал Владимиру Путину, что это должно стать приоритетом при проведении чемпионата мира в России, - рассказал журналистам Йозеф Блаттер.
Но, конечно, на заключительной пресс-конференции говорили не только о России. Например, президенту ФИФА пришлось объяснять, почему лучшим игроком турнира стал Лионель Месси. Многих этот выбор, мягко говоря, озадачил.
- Честно говоря, я сам удивился, что так получилось, - подчеркнул Блаттер, не раз признававшийся в симпатиях к Лео. - Думаю, решение было принято исходя из матчей группового этапа и того факта, что сборная Аргентины вышла в финал.
Разумеется, невозможно было пройти стороной и тему Луиса Суареса, за укус отлученного от футбола на четыре месяца дисциплинарным комитетом ФИФА.
- По-человечески мне жаль Луиса, но как президент ФИФА я должен принять эти санкции, - констатировал Блаттер. - Надеюсь, он вернется в футбол.