За скобками остались три чрезвычайно существенные поправки, на которых настаивал Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, но которые не встретили понимания со стороны финансово-экономического блока правительства. Каковы эти поправки?
Во-первых, мы предлагали наряду с существующим у нас максимальным размером взноса, который взимается с работодателей в Пенсионный фонд в пользу работников, установить минимальный размер взноса. Такая поправка не потребовалась бы, если бы минимальный размер оплаты труда в России был установлен на уровне прожиточного минимума. Но пока МРОТ ниже. Это означает, что люди, получающие минимальный размер оплаты труда, не заработают себе достаточное количество баллов для выхода на пенсию в будущем. Минимальный размер взносов, с нашей точки зрения, должен быть установлен на уровне 1,8 балла. Это не взятая с потолка цифра. Именно столько государство платит за некоторые нестраховые периоды, то есть периоды, когда человек не работает, но выполняет социально ответственную функцию: например, проходит срочную службу в армии, находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет или когда жена военнослужащего живет вместе с ним в отдаленном гарнизоне, где для нее нет работы. Мы считаем, что было бы справедливо, если бы и за тех, кто получает зарплату ниже прожиточного минимума, работодатель платил сумму эквивалентную не менее 1,8 балла в год.
Во-вторых, мы выступили за то, чтобы материнский капитал можно было направлять как на накопительную, так и на страховую часть пенсии. На сегодняшний день людей, которые направляют свой материнский капитал на пенсию, немного. В основном маткапитал используется для улучшения жилищных условий или для оплаты обучения детей. Но, тем не менее, есть и такие, кто за счет материнского капитала хотел бы увеличить свою пенсию в будущем. К сожалению, сегодня средства маткапитала направляются только на накопительную часть пенсии. Мы считаем это неправильным. Если мы предоставили гражданам право выбирать между накопительной частью и страховой, такое же право должно быть предоставлено в отношении материнского капитала. Женщина должна сама решить: либо отдать свои средства негосударственному пенсионному фонду, либо добавить их к своей страховой части, увеличить количество баллов и получить высокую страховую пенсию в дальнейшем.
В-третьих, мы подняли вопрос о целесообразности участия в накопительной системе работников предприятий, за которых взносы платятся в льготном режиме. Мы считаем, что средства, уплачиваемые за них, не должны направляться на накопительную часть пенсии. В том случае, если государство доплачивает за работодателя пенсионные взносы, эти деньги не могут быть отданы коммерческим организациям, каковыми являются негосударственные пенсионные фонды, а должны идти на страховую часть и выплачиваться нынешним пенсионерам. Это вопрос и социальной справедливости, и финансовой ответственности.
Данные поправки будут включены нами в отдельный законопроект, который мы внесем и рассмотрим в осеннюю сессию Государственной Думы.