Завершается буквально на глазах, потому что люди идут и идут тонкой, незаканчивающейся лентой в палаточный лагерь на Благовещенском поле. Платочки, шляпки, бейсболки с козырьком от солнца, листья лопухов и подорожников, подложенные под ажурные шляпки (дополнительное средство от жары ) и обязательные легкие цветные рюкзаки - таков вид современного православного паломника во время Крестного хода.
Я редко участвовала в крестных ходах, и первый столь длительный, массовый и торжественный меня впечатлил.
Первое открытие - крестным ходом идут быстро. Это не замечательная прогулка с любованьями окрестностями, это совсем другой "жанр". Среди участников крестного хода нет шалостей, насмешек, дурачеств, хотя не мало молодых людей. Все состредоточены и очень улыбчивы. Не показательными улыбками, но улыбка - неминуемый ответ на любое легкое столкновение с попутчиками.
Весь путь участники крестного хода молятся. Кто- то сосредоточенно "про себя", а кто -то вслух поет привычные молитвы. Интересно, что когда крестный ход начинался, пели корооткое "Господи, помилуй", а когда заканчивался, перешли на длинные. Дело в том, что после первого привала и отдыха идти стало тяжелее. Многие устали, и долгое молитвенное пение было утешением и вовлечением во что-то иное, не относящееся к натертым мозолям, жажде и аппетиту.
Поскольку паломники держались своими группками - здесь группа из Удмуртии, там из Чувашии, а сзали из Тульской области, то сопровождающие их священники иногда на ходу служили молебны. Это производило сильнон впечатление, особенно когда священник на ходу, по памяти благоговейно читал Евангелие. Очень хотелось не отстать от служащих молебен, и от этого опять же надо было поспешать.
В общем, если говорить о характере крестного хода, то это шествие целеустремленное, не суетное и не предполагающее саможаления, охов-ахов и какого-либо разнеживания.
Все бытовые вопросы были продуманы. На привале стояло много мобильных туалетов, можно было купить перекусить и попить. Вода - главное утешение паломника, на выходе из Хотьково ее можно было купить в палатках, а вдоль дороги с бутылями прекрасной холодной воды нас ждали приветствующие крестный ход и помогающие ему граждане. А когда паломники стали входить в Посад, вдоль улиц и вовсе появились мужчины со шлангами и рассекателями - и паломники попадали под холодный душ. Это, конечно, путешествующим отрада.
Последние километры по городу и дорога за ним к Благовещенскому полю многим давались трудно. Нет, никто не ныл, не жаловался, не канючил, но шаг становился медленнее, многие приседали на травке, в тени деревьев, подставляли уставшие ноги под струю воды из колонки. Последние километры по. Благовещенскому полю многие шли, почти плетясь. Опытно, а не умственно, мы уверялись, что крестный ход - это труд, некая принесенная тобою жертва почтения и преклонения перед тем, кто 700 лет назад наверняка ходил этим путем.