Каждый подобный самолет - целая история, о которой можно писать отдельную книгу. Достать его из земли и превратить в музейный экспонат не слишком сложно. В сотни раз труднее сделать так, чтобы самолет мог летать. Как правило, на это уходят годы.
- Безусловно, восстановить старый мотор мы не могли, поскольку сертификат летной годности в этом случае уже не получить, - рассказывает Борис Осятинский, директор фонда "Крылатая память Победы", за счет средств которого финансируется работа над авиаколлекцией. - Аналогичный мотор периода второй мировой войны мы приобретали и восстанавливали в Америке. В целом, на реставрацию "МиГа" ушло почти пять лет.
Удалось установить и историю "МиГа". Как известно, в начале войны этот тип истребителей в московском небе был основным. В октябре 1941 года к Москве вплотную приблизились немецкие войска, и самолеты ПВО днем часто летали на боевые задания, как простые фронтовые истребители, поддерживая вылеты штурмовиков и бомбардировщиков.
2 октября 1941 года 28-й истребительный полк из состава 6-го корпуса ПВО Москвы прикрывал действия штурмовиков в районе городка Осташков. В тот день командир эскадрильи Еремеев вылетел вместе с молодыми летчиками Тюриным и Крапивко. Успешно выполнив боевое задание, они возвращались на аэродром. Неожиданно шесть "мессершмиттов" вынырнули из облаков. Завязался ожесточенный бой. Но силы были неравны, немцам удалось сбить все три "МиГа". Самолет, который был найден и восстановлен, пилотировался Крапивко. В том бою летчик выжил, покинув машину. Но до Победы Крапивко не дожил - он погиб в 1942 году под Сталинградом.
Немало подобных находок обнаружены и в Мурманской области. Например, в июне 2012 года из озера Кривое в Заполярье был поднят знаменитый штурмовик "Ил-2", наводивший страх на немцев своей боевой мощью и живучестью. Сейчас он находится на реставрации в Новосибирске - это единственное место в России, где восстанавливаются раритетные летающие машины. Есть надежда, что через 3-4 года "Ил-2" поднимется в воздух. Любопытно, что за месяц до него в том же озере был найден другой истребитель - "Як-1", который сейчас находится в музее Вадима Задорожного в Москве. Его еще только предстоит восстановить до летного состояния, необходимый для этого проект пока не разработан.
А в 2004 году со дна озера в Заполярье был поднят легендарный британский истребитель "Хаукер Харрикейн", который был подарен в 1941 году летчиками британских королевских ВВС командующему авиацией Северного флота генерал-майору Кузнецову. Именно на этом самолете доводилось летать прославленному пилоту - дважды Герою Советского Союза Борису Сафонову.
Последним пилотом "харрикейна" был лейтенант Марков. В июне 1942 года самолет был подбит. Марков посадил его на лед небольшого озера в четырех километрах от Мурманска и добрался до своей части. Группа, отправленная для эвакуации истребителя, обнаружила его провалившимся под лед.
Сейчас эта машина законсервирована. Авиареставраторы надеются найти спонсора и восстановить ее.
В Мурманской области обнаружены еще несколько самолетов, которые только предстоит поднять. Подробности Борис Осятинский раскрывать не стал, но подчеркнул, что это истребители, в кабинах которых до сих пор находятся погибшие летчики.
Как это ни парадоксально, из федерального бюджета на восстановление исторических самолетов деньги не перечислялись, добавил Осятинский. Финансово помогают фонду только бизнесмены, неравнодушные к авиации, и один из них - основатель музея военной техники Вадим Задорожный.