Айфон на рельсах
На Иннопроме царили роботы. Их демонстрировали крупнейшие мировые производители: Kuka, ABB, Fanuc, Comau, Schneider Electric. Достижения российских компаний в этом секторе пока еще скромны, на долю РФ приходится всего пять процентов мирового рынка робототехники, но на совместном стенде Российского технологического агентства и Минпромторга РФ можно было увидеть интересные демообразцы.
В частности, компания "Системы управления" презентовала макет интеллектуальной системы управления несколькими робототехническими комплексами на безопасном расстоянии. Изначально продукт разрабатывался для Минобороны, но заложенный потенциал позволяет использовать его в исследовательских целях или для нужд МЧС. Авторы проекта выиграли конкурс Минпромторга и обязались в 2015 году выйти на стадию опытного образца.
Не меньше внимания привлек летательный аппарат "Чирок" от Объединенной приборостроительной корпорации (Ростех). Инновационная разработка - шасси на воздушной подушке - позволяет взлетать и садиться на любые поверхности: воду, рыхлый снег, болотистые почвы, песок и т. д. Самолетик можно применять для патрулирования нефте- и газопроводов, ЛЭП, эвакуации раненых, доставки снаряжения геологам, снабжения отдаленных населенных пунктов. Объем инвестиций для налаживания мелкосерийного производства оценивается в миллиард рублей. По подсчетам английских консалтеров, за 10 лет в мире можно продать 2000 таких самолетов (не считая стран СНГ).
Компания "Андроидная техника" представила в Екатеринбурге антропоморфных роботов космического назначения (для работ с объектами сложной формы) и "земного" - для использования в АПК, медицине, науке, образовании.
Подобные модули поставляются, в частности, в университеты, для того чтобы студенты могли получить навыки программирования гармоничного равновесия шагающих роботов, технического зрения, обработки внешнего пространства и т.п.
Нельзя не упомянуть и "гвоздь" экспозиции Иннопрома-2014, на фоне которого подписывались соглашения и фотографировались иностранные гости, - совместную разработку Уралтрансмаша (входит в НПК "УВЗ") и ОКБ "Атом". Новейший трамвайный вагон R1 (RUSSIA ONE), по словам авторов, будет эргономичней и вдвое экономичней даже западных аналогов. Примечательно, что в нем локализовано 87 процентов российских элементов и деталей. Вагон необычной формы из композитных материалов оснащен Wi-Fi, GPS и ГЛОНАСС-навигацией, камерами видеонаблюдения, кондиционерами, пандусом с электроприводом. В народе его тут же прозвали "айфон на рельсах".
На Иннопроме был представлен всего лишь прототип, дальше предстоит серьезная работа по доведению концепт-кара до серийного производства. Предполагается, что оно начнется уже в 2015 году. Не исключено, что такие вагоны будут ходить по улицам Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Волгограда. Более того, Денис Мантуров, министр промышленности РФ, ознакомившись с экспонатом, порекомендовал выходить с ним на международный рынок. А мировой гуру промдизайна Мурат Гунак признался, что не ожидал увидеть в России что-либо подобное.
Технологии адаптации
Ключевая тема, которая так или иначе звучала на большинстве форумных мероприятий Иннопрома, - подготовка кадров для интеллектуальной промышленности. Как пошутил один из участников, "у России три проблемы: образование, образование и образование".
О том, что отечественная высшая школа выпускает специалистов, слабо подготовленных к практической работе, требующих серьезной "доводки" непосредственно на производстве, промышленники твердят давно. Вузы эти упреки воспринимают болезненно, заявляя в ответ, что готовы перестраиваться в соответствии с требованиями бизнеса, однако последний свой заказ так и не сформулировал.
"Умная" промышленность требует нового качества образования - недаром на одном из круглых столов предложили ввести элементы подготовки инновационных менеджеров в качестве обязательного курса во все вузовские программы. И дело даже не в конкретных знаниях, а в самой системе образования, которая должна не просто обучать, а воспитывать людей с особым менталитетом, с более высокой адаптивностью, ведь приоритеты рынка и технологии меняются стремительно.
- Человек приходит на производство с базовыми знаниями и должен уметь быстро и гибко подстраиваться под новые требования рынка, - таким видит будущего молодого специалиста глава Группы Синара Михаил Ходоровский.
Как рассказал декан факультета инноватики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Иосиф Туккель, в этом вузе решением вопроса занимаются давно и системно. Если коротко, то главное требование к обучению - мультидисциплинарность, а ключевые компетенции, прививаемые студентам: когнитивность, креативность, конструктивность.
Возможно, опыт петербуржцев будет учтен при разработке региональной программы "Уральская инженерная школа", о которой объявило правительство Свердловской области.
Хабы интеллекта
- Выпускники наших вузов будут работать в открытом пространстве: грани стираются, - так определил главный вызов времени президент фонда "Новая Евразия" Андрей Кортунов. - Россия является одним из мировых экспортеров интеллектуального капитала. Но это уже не утечка мозгов, а их ротация. Это неплохо, ибо есть механизмы воспроизводства интеллектуального капитала внутри страны.
Далеко не все спикеры оценивают процесс столь же оптимистично. Как отмечает заместитель гендиректора Российской венчурной компании Евгений Кузнецов, беда в том, что Россия на этом не зарабатывает: получив бесплатное образование, люди уезжают из страны. Как удержать интеллектуальный капитал и приумножить его? Варианты импортозамещения и закрытия рынка сегодня уже не сработают, надо сформировать внутри страны условия, при которых создание интеллектуального капитала было бы выгодным.
- Нужны новые механизмы поддержки стартапов и спрос со стороны промышленности на инновации, - считает ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров. - Это возможно, если будет развиваться экономика.
По его словам, именно интеллектуальный капитал сегодня оказывает все большее влияние на конкурентоспособность регионов и стран. Со времен средневековья он производился в университетах, и в сегодняшних условиях роль вузов в этом процессе возрастает. Однако решить задачу в одиночку не смогут ни университеты, ни предприятия - они должны работать в одной связке.
Обоюдный интерес есть, первые совместные проекты реализуются. Тот же УрФУ активно сотрудничает с Объединенными машиностроительными заводами. Однако далеко не все вузы столь же активно ищут партнеров и далеко не все корпорации на их призывы откликаются.
- Уральский регион в плане сотрудничества с университетами - рай для машиностроителей, - говорит заместитель гендиректора ОМЗ по инновациям Сергей Архипов. - Столичные вузы испорчены значительным бюджетным финансированием, а их студенты не хотят работать на заводах.
Отметим, что речь идет не только о подготовке кадров: ведущие российские вузы активно стремятся занять нишу на рынке инноваций. Здесь наиболее сложная задача - довести возникшие в стенах университета идеи до промышленного образца, то есть готового к внедрению продукта, который можно с успехом продать на рынке.
Варианты решения этой задачи на Иннопроме детально обсудили, в том числе и на весьма высоком уровне - в рамках координационного совета с участием министра промышленности РФ Дениса Мантурова. Кроме того, сделаны и практические шаги - подписан целый ряд соглашений о сотрудничестве между университетами, корпорациями, венчурными структурами и органами госвласти. Реализация этих документов должна способствовать формированию на Среднем Урале "инновационной экосистемы".