На Урале выпустили книгу о том, как договориться с врачами

Отношения между врачами и пациентами бывают, увы, далеко небезоблачными. Количество разбирательств, в том числе судебных, по медицинским делам с каждым годом только растет. До трети пациентов, побывав в больнице, готовы идти с жалобами во все инстанции.

Сами же врачи уверены: больные, пострадавшие в ходе лечения, или их родственники предъявляют слишком много претензий. Порой активность граждан больше напоминает потребительский экстремизм, чем желание разобраться в действиях доктора. Медицинское сообщество уже пытается выстроить линию обороны от пациентов, создав общественную организацию, защищающую права медиков.

Как правильно выходить из конфликтов с врачами, рассказывает в своей книге юрист одного из медицинских холдингов Урала Екатерина Салыгина. Правозащитными вопросами в сфере здравоохранения она занимается более семи лет и потому уверена: мы должны знать не только свои права, но и обязанности.

Екатерина, что следует помнить, записываясь к врачу - платному или бесплатному?

Екатерина Салыгина: Нужно помнить, что пациент защищен законом, независимо от того, государственная больница или частная. Понятно, что у руководства платной клиники больше возможностей для привлечения юристов, которые могут уладить проблемы. Потому конфликты, связанные с нарушением прав пациентов негосударственных медучреждений, редко становятся достоянием гласности. Более того, обычно врачей частных клиник отправляют на курсы, на которых они учатся общению с пациентами, поэтому медработники знают, как не довести дело до конфликта.

Бесплатное здравоохранение такой роскоши себе позволить не может. Для сравнения: в свердловской областной больнице, которая в несколько раз больше любой частной клиники, работает только один юрист, и он в основном занимается хозяйственными спорами и госзакупками. А медицинское право - направление достаточно специфическое.

Я уже не говорю про психологические моменты общения врача и пациента, имеющие огромное значение. В свое время мы сделали сайт, на котором выложили десять образцов жалоб, связанных с нарушением прав пациента. Через год решили узнать, что чаще скачивают. Оказалось, почти 80 процентов зашедших на сайт хотели пожаловаться не на качество медицинской помощи, а на хамское обращение в больнице, грубость врача во время приема.

Я впервые вижу пособие по правам пациента, где утверждается, что больной наравне с врачом несет ответственность за свое здоровье...

Екатерина Салыгина: Долгое время пациенты вообще не знали, что они сами отвечают за состояние своего организма, хотя это очевидно. В советское время, к примеру, за несоблюдение режима, прописанного врачом, могли лишить больничного. Поэтому перед тем как скандалить, нелишне и себя спросить: а все ли я сделал для того, чтобы вылечиться?

В книге много сказано о праве пациента на информацию. В частности, вы предлагаете людям искать сведения о болезнях и методах их лечения в Интернете. Но именно об опасности онлайн-консультаций говорят сейчас многие медики. Это не вредный совет?

Екатерина Салыгина: Нисколько. С моей точки зрения, владение информацией однозначно полезно. Пациент часто видит врача в первый раз и не знает, насколько ему можно доверять. Мы должны быть доброжелательны, но со здравой настороженностью. Потому что, по сути, кроме нас наше здоровье никому не нужно. Врачи, которые спокойно относятся к любознательности пациентов, как правило, мегапрофессионалы. Они уверены в своей позиции и умеют доступно объяснить, почему их рекомендации единственно верные.

То есть информированность пациента не помешает врачу, если он профессионал?

Екатерина Салыгина: Мне кажется, что, если человек интересуется заболеванием, с которым он пришел на прием, это говорит о степени его ответственности за свое здоровье. Я вообще боюсь пациентов, которые говорят: доктор, сделайте все, как себе. Это значит: доверяю на 100 процентов и знать ничего не хочу. Следовательно, случись что, больной готов всю ответственность переложить на врача.

В книге вы ничего не говорите о роли страховых компаний. Хотя при нынешней системе ОМС именно они должны отстаивать права застрахованных пациентов. Не верите в эффективность их работы?

Екатерина Салыгина: Я пишу только о том, о чем имею четкое представление. С моей точки зрения, и в обязательном, и в добровольном медстраховании компании пока борются исключительно за свои финансовые интересы. А вопросами защиты пациентов занимаются не очень активно. У страховых компаний и в самом деле очень большие полномочия. К примеру, они имеют право запросить в медучреждении любую медицинскую карту. У самого пациента с этим могут возникнуть сложности. Но, к сожалению, страховщики изучают медкарты не с позиции оценки качества оказанной помощи, а на предмет того, будут они оплачивать эту операцию или нет, выполнен стандарт лечения или нет. Во главу угла поставлены деньги.