Рост тарифов ЖКХ на Южном Урале оказался рекордно низким

С 1 июля тарифы на услуги ЖКХ на Южном Урале выросли на 4,6 процента - это самый низкий уровень роста тарифов за последние годы. Ранее сдержать их рост на уровне инфляции в регионе не удавалось. Для сравнения: в 2012 году скачок произошел в целом на 15 процентов, в прошлом году - на 12. За счет чего сегодня удается сдерживать рост коммунальных платежей и какие законодательные новеллы предлагают местные депутаты, чтобы навести порядок в одной из самых непростых сфер бизнеса, выяснял корреспондент "РГ".

Стоп, качели

В этом году, как и прежде, ресурсоснабжающие организации через федеральные тарифные решения добивались более значительного увеличения оплаты услуг ЖКХ населением, обосновывая его растущими затратами на поставку тепла, воды и электроэнергии. Одна из таких организаций, например, заявила о необходимости повышения тарифа на 120 процентов. Но чрезмерные аппетиты коммунальщиков государство умерило.

Ничто не помогает повысить качество коммунальных услуг так быстро и эффективно, как штрафные санкции

Правда, чтобы рост тарифов не перепрыгнул инфляционный барьер, региональные власти решили компенсировать ресурсоснабжающим организациям выпадающие доходы, а также обеспечить выплату компенсаций гражданам, в чьих квитанциях рост цифр превысит уровень инфляции. На эти цели из областной казны направлено 1 245 миллионов рублей. Напомним, принятые до начала 2014 года тарифные решения предусматривали рост платы за "коммуналку" с 1 июля на 10,2 процента. Однако по требованию правительства РФ ограничить рост тарифов уровнем инфляции на Южном Урале пересмотрели тарифную сетку.

Чтобы уложиться в норматив, в области утвердили льготные тарифы на электроэнергию и тепло для населения. В Челябинске и Миассе по объективным причинам рост будет несколько выше, но вводится адресная соцподдержка. Более того, ограничение роста стоимости коммунальных услуг на уровне инфляции - не выше пяти процентов - запланировано в регионе и на 2015 год.

Поставщиков ждут штрафы

Как водится, компании, работающие на рынке услуг ЖКХ, хором твердят, что ограничение тарифов негативно скажется на развитии отрасли и соответственно на качестве коммунальных услуг. Однако практика показывает: ничто не помогает повысить их качество так быстро и эффективно, как штрафные санкции. С помощью принудительных взысканий в регионе будут бороться и с поставщиками, умышленно затягивающими оснащение домов приборами учета электроэнергии, тепла и воды.

- Те ресурсоснабжающие организации, которые до сих пор (срок был до 1 июля 2013 года) не установили приборы учета в многоквартирных домах, с начала 2015 года будут штрафоваться жилищным надзором и Федеральной антимонопольной службой. За каждый дом им придется заплатить от 30 до 50 тысяч рублей, - говорит председатель постоянной комиссии челябинской гордумы по ЖКХ, благоустройству и природопользованию Сергей Овчинников. - Думаю, это заставит их выполнять требования законодательства.

Сейчас в Челябинске формируют перечень домов, не имеющих общедомовых счетчиков. Со следующего года он превратится в "черный список" ресурсоснабжающих организаций.

- Основные акценты в сфере ЖКХ смещаются в сторону качества предоставляемых услуг: УК обязаны защищать интересы собственников жилья именно в этом плане, - говорит Сергей Овчинников. - Проще говоря, если зимой температура теплоносителя должна быть 80 градусов, а на самом деле она меньше, значит, грядет перерасчет. И эту разницу можно зафиксировать, сняв показания, и предъявить поставщику тепла претензии.

Крыша от банка

Если рост тарифов на Южном Урале удалось сдержать, то возложенный теперь на плечи жильцов капремонт никто не отменял. Речь идет о существенных тратах, к которым жильцы не вполне готовы.

- Предлагаемые нами изменения в статью 174 ЖК РФ необходимы для того, чтобы люди могли привлекать заемные средства для проведения капремонтов, - поясняет замминистра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Иван Белавкин.

Но кредит станет решением проблемы далеко не для всех.

- Проведение капремонта намечено даже в тех домах, которые в течение ближайших пяти-семи лет подлежат полной утилизации, - рассказывает замруководителя комиссии по вопросам переселения граждан из ветхо-аварийного жилья Аркадий Шафигулин. - Такие ошибки при формировании программ выявлены в Челябинске и в Магнитогорске. Есть просто ветхие постройки, на капремонт которых необходимо по 50-60 миллионов рублей, это неподъемные для жителей средства.

Основная трудность в том, что на процедуру признания дома ветхо-аварийным уходит от года до пяти лет. По словам Аркадия Шафигулина, необходимы законодательные коррективы, в том числе на уровне муниципалитетов, чтобы сократить этот срок: тогда и в программы капремонта такие развалюхи не попадут.