При этом количество продуктов питания, потребляемых россиянами, остается стабильным. Так что товары длительного потребления становятся главным драйвером роста российской торговли, отмечают эксперты.
Наиболее заметен этот процесс в продуктовых магазинах. Наращивание непродовольственного ассортимента связано с желанием сетей увеличить обороты и прибыль, говорит ведущий эксперт исследовательского холдинга "Ромир" Игорь Березин. "Несколько лет назад в крупных магазинах появились отделы бытовой техники, продавать стали даже телевизоры и пылесосы, - вспоминает эксперт. - Продажи этих позиций увеличились".
Продуктовые магазины постепенно вытесняют с рынка специализированную торговлю. "Еще 10 лет назад в России было 8,5 тысячи книжных магазинов. А теперь их осталось 1,5 тысячи. Зато практически во всех супермаркетах и гипермаркетах появились книжные отделы", - рассказывает Березин.
"Драйверами роста непродовольственного рынка в России в текущем году являются такие категории, как детские подгузники, жидкое мыло и влажные салфетки", - рассказал руководитель непродовольственной группы подразделения аудита розничной торговли Nielsen Россия Олег Кравченко. В марте-апреле 2014 года, по его словам, российский рынок непродовольственных товаров восстановил прежние темпы роста, показав рост в 7,6 процента в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2013 года (в 2013 году аналогичные темпы ростасоставляли до 1,1 процента).
"В лучшие годы у некоторых сетей гипермаркетов объем продаж непродовольственных товаров начинал превышать объем продаж продуктов питания. В период кризиса и после него ассортимент снизился вслед за спросом. Сейчас опять идет процесс роста доли непродовольственных товаров", - говорит директор аналитического агентства Infoline Иван Федяков.
Он отмечает, что место для бытовой техники, книг и прочих товаров длительного пользования есть только у больших, как правило, сетевых, магазинов. "В магазинах шаговой доступности есть физически ограничения по площадям. Поэтому трудно представить, что там будет большой ассортимент непродовольственной продукции. У них не хватит полок. Что касается сетей супермаркетов и гипермаркетов, у них есть потенциал для расширения непродовольственного сегмента", - считает Федяков. Он ожидает, что крупноформатные магазины продолжат экспансию на смежные рынки. Причем, чем дальше будет идти этот процесс, тем более точно продавцы будут угадывать потребности покупателей. Например, предлагая сезонные товары, а не жидкость от обледенения в 30-градусную жару, как это бывает сейчас.
Продовольствие на этом фоне, с точки зрения продавцов, стоит на месте. "Даже при росте доходов человек не станет есть больше, чем он сможет, - рассуждает эксперт. - В какой-то момент наступает предел потребительской корзины по продуктам питания и излишки начинают тратиться на другие товары".
Продажи товаров длительного спроса - лакмусовая бумажка роста доходов населения (по крайней мере, восприятия этого роста). По словам Федякова, объемы продаж непродовольственных товаров год от года могут изменяться на 15-25 процентов, в зависимости от ситуации в экономике.
Так что, судя по нынешним данным, российский потребитель верит в завтрашний день.