Артем, как вы, уралец, оказались в Москве?
Артем Каминский: Я родился в Челябинске и вырос в театральной семье. После школы поехал в Москву поступать, причем сразу в несколько театральных институтов. Прошел во все, но после долгих совещаний с папой остановился на Школе-студии МХАТ. Это был курс народного артиста СССР Олега Ефремова. Закончил учебу в 1986 году. В то время было достаточно сложно остаться в столице, но мне повезло и я был принят в театр Советской армии. На его сцене "проходили службу" многие известные актеры, здесь блистали Нина Сазонова и Людмила Касаткина. А у 99-летнего народного артиста СССР Владимира Зельдина и сегодня можно учиться и учиться. Я горд, что выхожу на одну сцену с такими мастерами, как Лариса Голубкина, Людмила Чурсина, Алина Покровская...
Ваш театр особый.
Артем Каминский: Да, такого в мире больше нет. Он расположен в грандиозном, в форме пятиконечной звезды здании - шедевре архитектуры эпохи сталинского ампира. У нас уникальная сцена - самая большая в Европе. Здание занимает десять этажей над землей и столько же под землей.
"Ведомственное" назначение театра как-то влияет на репертуар?
Артем Каминский: С 1963 по 1974 год нашим главным режиссером был народный артист СССР Андрей Попов. Он так определил кредо театра - это театр для армии и об армии. Следовать этому в наше время довольно сложно - с современной драматургией особо не разгуляешься. А ведь были времена, когда шли, например, такие прекрасные спектакли, как "Рядовые" по пьесе белорусского писателя Алексея Дударева. Чтобы как-то поправить ситуацию, к 70-летию Великой Победы мы объявили конкурс пьес "Армия России: война и мир".
Знаю, что ваш театр и поныне продолжает традицию концертных бригад.
Артем Каминский: В военно-фронтовых бригадах во время Великой Отечественной войны участвовали лучшие артисты. Силами только двух театров - Северного и Черноморского флотов - было дано свыше 42 тысяч спектаклей и концертов. Мы и сейчас регулярно выезжаем с концертами к воинам. Весной побывали в Севастополе и Белгороде, а на днях большая группа наших артистов отправилась на Дальний Восток, туда, где в прошлом году произошло наводнение. 22 июня, в годовщину начала войны, мы показали в Бресте спектакль по пьесе Виктора Розова "Вечно живые". У нас в театре много поющих и читающих артистов. И когда видишь, как зал оживает от твоего выступления, дарит тебе аплодисменты, то понимаешь, что профессия артиста очень нужна...
Вы - бессменный ведущий концертов Союзного государства. Какой концерт особо запомнился?
Артем Каминский: В Брестской крепости. Я испытал небывалый эмоциональный подъем. Концерт был ночью, мемориал выглядел очень величественно. Пришли тысячи людей. Было много артистов из России и Беларуси: Людмила Чурсина и Владимир Гостюхин читали письма с фронта. Когда это делается искренне и талантливо, то не может не тронуть. Мы были вместе с белорусами в сорок первом, вместе мы и сейчас. Я люблю слова "патриот" и "патриотизм", которые в последнее время наполняются своим истинным смыслом. Запомнился и российско-белорусский концерт второго апреля по случаю Дня единения народов Беларуси и России. В этом году он проходил в нашем театре. Уникальность этих концертов в том,что зрительский зал наполовину как бы русский, а наполовину белорусский. Как и артисты на сцене.
Вы также частый гость на сцене детского фестиваля в Анапе...
Артем Каминский: Это близкая для меня тема. Фестиваль собирает юных артистов из России и Беларуси, некоторые дети впервые видят здесь море, добираясь из дома по 4-5 суток...
А чем вам близка Беларусь?
Артем Каминский: У меня белорусские корни. Родственники по папиной линии живут в Витебске и Орше. Мой оршанский двоюродный дядя был в плену у фашистов. Его, лейтенанта, пытали, изуродовали лицо. Он бежал из плена, когда его вели на расстрел.
Вы часто бываете в Витебске?
Артем Каминский: Каждый год на "Славянском базаре" в качестве ведущего. В прошлом году Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота вручил мне на сцене амфитеатра диплом Постоянного комитета "За творческое воплощение идей дружбы народов Беларуси и России". Я был очень тронут тем, что моя работа так высоко оценена.