Все, конечно, ждали первый показ американского F-35, шокирующего в первую очередь своей ценой в 137 млн долларов. 2443 истребителя, которые намечено выпустить к 2030 году, с учетом затрат на исследования и разработки обойдутся бюджету США в 396 млрд долларов. Это в 4 раза больше, чем было потрачено на какую-либо другую систему вооружения, и 2/3 от того, что США потратили на войну в Афганистане.
Но внезапный пожар оставил все F-35 дома - "до выяснения причин". В итоге летчик рассказывал, какой это крутой самолет, на фоне макета с картонными приборами в кабине, который просто переставили на летное поле от павильона, где он стоял лет 10. Хотя, по слухам, в пятницу F-35 в Фарнборо все же прилетит.
Новинками не порадовали в первую очередь гиганты мирового авиастроения. "Эрбас" показал разве что самолетик, работающий на электричестве, - вот и все сюрпризы. А так вот уже 10-ый год он демонстрирует зрителям воздушную легкость своего самого вместительного в мире А-380, дальнемагистральный А-350 (22 такие машины с 2018 года начнут поступать "Аэрофлоту"), да впервые - слегка модернизированные А330neo, поставки которых должны начаться в конце 2017 года.
"Боинг" привез удлиненную версию 787-9 Dreamliner, на котором через год в Москву из ОАЭ намерена летать авиакомпания Etihad Airways. Заказал такие машины и "Аэрофлот". В них много деталей из титана, сделанного на Урале, и в Фарнборо был подписан контракт на продолжение поставок до 2022 года. Наглядный, но далеко не единственный пример того, что когда США выгодно, они забывают про все санкции.
Еще интерес посетителей вызывали американский учебно-боевой "Скорпион", P-8A Poseidon для противолодочной обороны ВМС США и ряд других "проходных" экспонатов.
Из необычного: в Фарнборо показаны два легких самолета, построенных британскими школьниками. Более того, 18 июля (День Будущего - Futures Day), они должны участвовать в демонстрационных полетах - наряду с могучими "Боингами" и "Эрбасами". Аналога столь щедрому поощрению юных талантов ни на одном авиасалоне мира видеть не приходилось.
Украинская делегация в Фарнборо в силу сложившихся обстоятельств занята поиском новых партнеров, прежде всего европейских. Активно рекламируются Ан-178, который поднимает до 18 тонн, Ан-70, Ан-124 "Руслан" и Ан-148, но все они известны специалистам, и про какие-то новые контракты пока не слышно.
Один из членов нашей делегации рассказывает:
- По старой памяти зашел на стенд украинского предприятия, только взял буклет - подходит его представитель. На английском вежливо так спрашивает, чем может помочь. А потом вдруг в лице изменился - увидел у меня на груди бейджик с русской фамилией, и в крик: "Что ты тут ходишь-вынюхиваешь?".
Хотя есть и другие примеры. Скажем, руководитель другого украинского предприятия, также присутствовавший в Фарнборо, смог найти деньги на установку на Валааме памятника Андрею Первозванному и недавно сам летал на его освящение. Так что трагические события на востоке Украины далеко не всем затмили разум.
А вот у британцев - эйфория. Здешние журналисты с воодушевлением цитируют заявление собственного правительства о том, что к 2018 году у страны появится собственный космодром, и о том, что премьер Кэмерон пообещал увеличить расходы на военные программы еще на 1 млрд фунтов стерлингов.
А организаторы с удовлетворением констатируют, что за первый день авиасалона контрактов заключено в 3 раза больше, чем 2 года назад, число представленных компаний выросло на 100, а участие иностранных государств - на 15%.
...Во вторник ряды нашей делегации пополнили те, кому визу дали уже после открытия салона. Координации в заявлениях по поводу "визового скандала" не было - если МИД России выразил "вполне обоснованное возмущение" и пригрозил "зеркальным" ответом на действия британской стороны, то глава делегации РФ в Фарнборо зам главы минторга Юрий Слюсарь, наоборот, во вполне примирительном духе пообещал ждать британскую делегацию на МАКСе-2015. В итоге же прошло заявление о том, что "визовый скандал" даже пошел России на пользу, вызвав повышенный интерес к нашей экспозиции.
Как бы то ни было, глава ОАК Михаил Погосян с утра до вечера проводил переговоры, продвигая "Суперджет". Глава "Иркута" Олег Демченко в отдельном павильоне с гордостью показывал многочисленным гостям макет салона МС-21 (расшифровывается как "Магистральный самолет XXI века") и симулятор-тренажер для обучения пилотов, который впервые вывезли за границу.
МС-21 привлек особое внимание гендиректора "Аэрофлота" Виталия Савельева, который долго щелкал макет его салона профессиональным фотоаппаратом - как заправский фотограф. После чего пошел получать приз "лучшей авиакомпании Восточной Европы".
В общем, после всех коллизий и катаклизмов последних дней особого пессимизма у наших на Фарнборо я не заметил.