В нижегородской деревне опробовали современную светодиодную сцену

Технологии входят в наш быт, и уже никого не удивляет, например, надпись на парикмахерской "Делаем окрашивание в 5D". Но когда дело касается области искусства, то тут новинки обретают особенный смысл.

- Сейчас удивить и передать настроение просто исполнением песни очень сложно. Для того чтобы человека удивить, привлечь его внимание, нужно воздействовать не только на уши, но и на глаза, на другие ощущения, - говорит участник группы "Easy M" Владимир Каковкин - видеоартист, автор визуального перформанса для поэта Веры Полозковой, который также занимается оформлением видеоряда различных фестивалей. С ним и его коллегой Ильей Шаповаловым мы начали разговор о визуальных и музыкальных технологических новинках. И он послужил отправной точкой для темы, почему сегодня, все больше музыкальных фестивалей удивляют своих участников и новыми технологиями. И наоборот - фестивали, где представлены технологии, вовсю используют индустрию развлечений.

- Мы заинтересованы в молодежи и решили сделать фестиваль, который мог бы быть сопоставим с европейскими, - рассказывает Виктор Шкипин - один из организаторов фестиваля музыки и технологий Alfa Future People, который прошел в минувшие выходные под Нижним Новгородом в деревне Большое Козино. В Германии есть выставка технологий "Цебит", в Испании - "Сонар" - один из самых крупных фестивалей электронной музыки и мультимедийных искусств. А у нас нет такого места, где были бы и технологии, и развлечения. Мы сделали ставку на электронную музыку, хотя у нас две сцены, и на одной из них играют "живую музыку". Привезли таких исполнителей как AVICII, ARTY, INFECTED MUSHROOM, MARKUS SCHULZ, NERO, PAUL OAKENFOLD, SKRILLEX, всего более 40 представителей актуальной музыки.

Сцена на этом фестивале - технология номер один. Она была возведена за три недели, а "живет" всего три дня. Но ее мощностей хватило бы, чтобы напитать энергией небольшой город. На другой сцене - она сделана из светодиодов - играют музыку не электронную. На ней выступают такие группы, как Tesla boy, поет Земфира вместе с группой The Uchpochmak... Удивляет, что одна сцена грохочет так, что всем окрестным бабушкам в деревне явно не до сна, но это вовсе не мешает восприятию музыки на другой. И это тоже новая технология.

Сам звук и акустика тоже заслуживают упоминания. Трудно поверить, но нет сумасшедшего грохота, от которого болит голова. Звук чистый и на открытом воздухе - даже лучше, чем в закрытом клубном пространстве.

Но дело не только в звуке, можно экспериментировать и с видеорядом.

- Поскольку мы много внимания уделяем технологиям, все участники нашего коллектива во время концерта связаны в единую сеть. Через wi-fi "общаются" наши компьютеры, гитары клавишные - другие инструменты. Все синхронизировано, - рассказывают Владимир Каковкин и Илья Шаповалов. - Виртуально общаясь можно передавать друг другу ноты, разные сигналы и прочее. В нашем случае мы в группе еще и работаем как виджеи. Вот пример - у нас идет музыкальный трек, он имеет определенную ритмику. Соответственно, все наши инструменты и гаджеты - в едином ритме. Как голос управляет видео, так и видео управляет голосом. Как гитара способна пускать волны и преобразовывать их в видеоряд, так и наоборот. Допустим, исполнитель играет на гитаре, а зритель может видеть визуализацию игры каждого конкретного музыканта. А с вокалистами мы работаем в области кинекта, чтобы они могли своим телом и движениями управлять музыкой и светом. Что касается собственно видеоряда - визуализировать музыку нам помогают молодые латышские художники.

Вопрос - ответ

Конечно, никто не исключает того, что на сцену может выйти один певец в строгом костюме и заворожить всех своей музыкой, как Шарль Азнавур, например. Но все больше и тех, кто уже и не может воспринимать просто чистый звук, таким людям подавай электронный. Спрашиваю у популярного бас-гитариста и клубного промоутера Дмитрия Ашмана: "Будущее за электронной музыкой?"

- В будущем есть место всему, но не учитывать тенденции нельзя, - говорит он. - Хотя если говорить о таких направлениях, как, например, классический джаз или блюз они были и будут. Как в чистом виде, так и в виде компеляций с электронными инструментами и экспериментами. Грань - музыка электронная или нет - тонкая. Это зависит от настроения, от звука, от компании. Электронная музыка - она танцевальная. А живая - рассчитана на то чтобы слушать и думать. Так что, когда я хочу послушать и подумать, выбираю джаз или фанк.

Конкретно

7 новинок, которые представлены на российских фестивалях новых технологий

1. 3D принтеры. Российская разработка. Сделано в Зеленограде. Позволяет не просто печатать из пластика "заданные" вещи и детали, но и отсканировать образ человека и через некоторое время получить его маленькую объемную копию.

2. Виртуальные шлемы. Надеваешь такой и чувствуешь, что находишься внутри, например, компьютерной игры. Ощущение полного погружения в виртуальную реальность.

3. Электрические катушки Тесла. Во время работы катушка Тесла создает красивые эффекты, связанные с образованием различных видов электрических и газовых разрядов. Работа этих катушек используется и при съемках фильмов, и в компьютерных играх и в музыкальных шоу.

4. Yike Bike. Электромотоцикл, который можно свернуть и убрать в рюкзак. Весит он 10 килограмм, а способен разогнаться до 23 км/ч. Он выдерживает до 100 килограмм веса. И самое главное - у такого "байка" нет руля. Он управляется рукоятками, которые находятся по бокам. 40-минутной зарядки хватает на 20 км. Багажника и сиденья у такого байка нет...

5. SoloWheel. Колесо, которое развивает скорость до 16 км/ч. До 30 км оно может катить на одной зарядке и самобалансируется за счет встроенного гироскопа. Батареи подзаряжаются на спусках и во время замедления. Гаджет не боится пыли и воды и выдерживает "седока" весом до 133 килограмм.

6. Парящие в воздухе экраны. Российская разработка. Сделано в Архангельске. Белая плоская установка через щель выпускает пар. И на этом пару "работает" экран. Можно передвигать руками иконки, выбирать нужную информацию. Все, что мы делаем на своих гаджетах с помощью ладони или курсора можно делать на парящем экране, разводя руками буквально в воздухе.

7. Часы и браслеты, которыми можно платить. Пластиковые часы, которые надеваются на руку - не просто показывают время. С их помощью опробуют новую систему платежей - РayРass. Способ бесконтактной оплаты очень удобен. Через карточку пополняешь счет, а на фестивале, а также потом - в магазинах, кинотеатрах и других местах, где поддерживают систему, очень удобно - просто подносишь руку, и специальное устройство считывает информацию. Такие часы - они же еще и пропуск. Стоит поднести к считывающему устройству и - "зеленый свет".