В Воронеже выставили литографии Тулуз-Лотрека

Литографии знаменитого французского художника Анри де Тулуз-Лотрека - портреты танцовщиц кабаре и проституток, новаторские афиши к спектаклям - можно увидеть в областном художественном музее имени И. Н. Крамского в течение ближайшего месяца. Выставка "Paris, Paris…" включает сорок работ мастера из частных европейских собраний, отразивших как блеск, так и изнанку парижской La Belle Epoque конца XIX века.

Из-за детских травм и наследственного заболевания Анри, отпрыск древнего рода аристократов, выглядел смешно и жалко: непропорционально короткие ноги, крупная голова, полтора метра росту. Он получил хорошее образование, но вести жизнь, подобавшую своему высокому общественному статусу, не мог. На светских раутах или скачках его попросту извели бы косыми взглядами. Жениться шансов не было. Поэтому Тулуз-Лотрек занялся искусством, к которому имел тягу с малолетства. Благо фамильное состояние позволяло. Он снимал мастерскую на богемном Монмартре и предавался обильным возлияниям, проводя почти все время в компании представителей "социального дна".

Рисовал по преимуществу их же. С юмором, иронией, желчью… но и с искренним любопытством. Совершенно не смущаясь тем, что звезды "Мулен Руж" и кафешантанов выходили у него карикатурно. Актриса и певица Иветт Гильбер, в которую он был безнадежно влюблен, увидев свой портрет, воскликнула: "Да вы гений уродства!" На выставке можно сличить то самое изображение с фотографией. "Недомерок" Лотрек видит музу с высоты собственного роста: гордо задранный подбородок, стать, тянущиеся через весь рисунок черные перчатки на длинных руках. И в мастерстве рисовальщика ему не откажешь.

- Художника интересовали не столько лица, сколько настроение и движение. На многих работах не прописаны детали, портреты даны как бы наброском - сказывается восхищение, которое Лотрек питал к импрессионистам. А ведь их тогда все ругали! - рассказала старший научный сотрудник музея имени И. Н. Крамского Валерия Меремьянина. - Он подмечал главную черту характера - надменность, кокетство, самоуверенность… Его композиции очень динамичны: канкан, кадриль, шпагаты, выразительные жесты. Во многом он научился "косому", экспрессивному построению работ у Дега, с которым приятельствовал. Тот даже обижался на Лотрека за подражание.

- Представлены здесь и цветные литографии из самой известной серии художника - "Они". Первоначальное название - "Проститутки" - отражало тематику большинства работ, но потом автор заменил его на более общее. Собственно, он и не делал различия между "обычными" и публичными женщинами, не осуждал последних и изображал, какие они в быту, - отметила Валерия Меремьянина. - Он влюблялся, пожалуй, во всех встреченных женщин, но особой взаимности не добивался. Заметно, что его интересовали не столько молодые нимфы, сколько дамы уже "потрепанные жизнью". И, будучи сам не слишком привлекательным, он не стремился приукрасить и своих персонажей. Его любимой моделью была неистовая танцовщица "Мулен Руж" Ля Гулю, дружил он с ее сценическим партнером Валентином Бескостным, который был необычайно гибок благодаря генетическому заболеванию суставов (это видно и по портретам - вывороченные стопы, особое положение рук).

Много рисовал Лотрек также лошадей (чему учился у глухонемого художника-анималиста Рене Пренсто) и циркачей. Одна из самых узнаваемых его литографий есть и на воронежской выставке - портрет клоунессы Ша-Ю-Као в трико и пачке, устало сидящей расставив ноги. Художник уважал эту женщину за смелость - она не скрывала своих нетрадиционных взглядов, выбрала мужскую профессию, что тогда расценивалось как вызов. Ни жалости, ни сострадания в рисунке нет. Впрочем, ждала ли их сама героиня?

Особую славу ему принесли афиши. Тулуз-Лотрек успел создать всего 30, но они во многом сформировали привычную для нас стилистику рекламного плаката. Широкую известность имеет афиша к выступлению куплетиста Аристида Брюана в кафе "Амбассадор" (которая в свое время очень понравилась самому певцу и вызвала возмущение владельца заведения).

- Смелые линии, броские и скупо обозначенные детали, комизм, динамика - тогда всего этого в рекламе не было, - пояснила Валерия Меремьянина. - Лотрек вообще обожал ломать устоявшиеся представления. Делая рисунки для литографий, мог использовать не только специальный карандаш или кисть, но и размазывать жирную тушь, например, зубной щеткой, делать набрызги. Его интересовал способ получения оттисков, и он всегда контролировал процесс, не доверяя граверам. В литографиях использовал до шести цветов - это сложно, так как для каждого цвета создается отдельный рисунок, потом они совмещаются при оттиске.

Поздние работы Тулуз-Лотрека более мрачные, и немудрено: он подхватил сифилис, все чаще уходил в запои, попал с белой горячкой в психиатрическую лечебницу и умел, не дожив до 37 лет. Единственным человеком, который его по-настоящему любил до конца дней, осталась мать. Она передала большинство живописных работ художника в город Альби, где он родился. А графика еще при жизни Лотрека разошлась по коллекциям, хотя и не пользовалась тогда такой популярностью, какая пришла к нему посмертно. В музеях России его работ практически нет (за исключением главных столичных собраний), в Воронеже творчество Тулуз-Лотрека представлено впервые. Узнать больше о его судьбе и творчестве посетители смогут благодаря информационным стендам и фильму, который транслируется в зале.

Выставка цветных литографий Анри де Тулуз-Лотрека "Paris, Paris…" будет работать до 17 августа 2014 года. Стоимость билета: 200 рублей для взрослых, 150 - для студентов, школьников и пенсионеров, 100 - для групп от десяти человек.

Адрес областного художественного музея имени И. Н. Крамского: Воронеж, проспект Революции, 18. График: ср - вс с 10 до 18 часов, пт с 11 до 18, последний четверг месяца - с 12 до 20. Касса прекращает работу за 45 минут до закрытия музея. Телефон для справок: (473) 255-38-67.