Новости

17.07.2014 10:04
Рубрика: Экономика

Частников подвинули

Муниципальный общественный транспорт возвращается на городские улицы
В Хабаровске повысили плату за проезд в городских автобусах до 18 рублей. По мнению перевозчиков, этого недостаточно, ведь себестоимость поездки - больше 19 рублей. И только за прошлый год убытки автотранспортного предприятия составили 138,7 миллиона. Такая ситуация не только на муниципальных маршрутах - из-за убыточности перевозок девять коммерческих фирм прекратили деятельность и расторгли договоры с администрацией города. Как складывается ситуация в сфере общественного транспорта в других крупных городах ДФО, разбирались корреспонденты "РГ".

Мой автобус

По словам заместителя главы администрации Петропавловска-Камчатского Владимира Каюмова, ежедневно горожане совершают в среднем 120,5 тысячи поездок на автобусах.

Маршрутная сеть связывает все районы города. В любой из них можно добраться без пересадок. Работа автобусов начинается с 6 утра. Интервал движения - 5-7 минут по микрорайонам, 2-3 минуты по "красной линии".

Зимой на дороги выезжают 194 машины, летом - 165 (в выходные - на 20-30 меньше). Они принадлежат восьми автотранспортным предприятиям, которые выиграли конкурс. Впервые тендер состоялся в декабре 2013 года. Его целью было оставить на дорогах добросовестных перевозчиков, соблюдающих правила и требования, которые предъявляет им город, согласных работать регулярно по общему графику движения.

- Однако эта цель пока не достигнута, - говорит Владимир Каюмов. - Дело в том, что до проведения конкурса действовала статья 7 Закона Камчатского края об административных правонарушениях, которая устанавливала ответственность для водителей и организаций, перевозящих пассажиров без договора с муниципалитетом. Но после конкурса эта статья была отменена в связи с несоответствием федеральному законодательству. В результате на маршрутах остались и те, кого условно называют нелегалами. В отсутствие санкций они не боятся возить пассажиров, имея лишь лицензию, выданную в Госавтонадзоре.

Так что к упомянутому количеству автобусов можно добавить еще как минимум 40 машин, которые городское управление транспорта не учитывает. Зачастую они выезжают только в час пик на самые прибыльные маршруты, что создает толчею на дорогах.

Несмотря на высокую автомобилизацию Дальнего Востока, городские автобусы не бывают пустыми

Пассажирские перевозки - одна из тех отраслей, которая привлекает наибольшее количество трудовых мигрантов. В Петропавловске они составляют порядка 65 процентов общего числа водителей автобусов: местные жители не смогли заполнить эту нишу. Причина - тяжелые условия работы, низкая зарплата (около 40 тысяч рублей), что в свою очередь вызвано невысокой ценой проезда. С февраля 2013 года она составляет 18 рублей. За это время только стоимость топлива поднялась с 37,5 до 42,95 рубля за литр. Выросли и другие расходы: содержание подвижного состава, ремонтных цехов.

Тем не менее, по словам Каюмова, городская администрация стремится повысить качество работы общественного транспорта. Разрабатываются механизмы воздействия на "нелегалов", в том числе и меры административного наказания. Ведь действие регионального законодательства никто не отменял, а решением городской думы определено, что использовать местную инфраструктуру для работы на регулярных маршрутах могут лишь те перевозчики, которые победили в конкурсе.

Среди других мер - создание сайта "Мой автобус", благодаря которому горожане в режиме онлайн могут узнать место нахождения автобусов и время их прибытия. Эти данные оперативно обновляются в зависимости от ситуации на дороге. В ближайшее время планируется внедрить электронный проездной билет, который позволит систематизировать данные о пассажиропотоке и категориях пассажиров.

Каждый пятый - муниципальный

В истории Владивостока был период, когда все внутригородские перевозки были отданы исключительно в частные руки. То было время грязных и очень подержанных машин, закупленных либо в КНР, либо в Южной Корее, с узким проходом между сиденьями, которые, к слову, не были рассчитаны на российского пассажира. В те годы частники диктовали условия, и муниципалитет, даже несмотря на угрозу аннулирования лицензии, не мог заставить их работать хотя бы до 23 часов. После 20.00 уехать куда-либо на общественном транспорте было невозможно.

В 2009 году было принято решение возродить муниципальный автопарк. Первые десять автобусов появились только в марте 2010-го, но зарекомендовали себя плохо, поэтому позже администрация остановила выбор на немецких машинах, одним из преимуществ которых считается небольшая высота днища, что удобно пожилым людям. Серьезного обновления парка удалось добиться и от коммерческих перевозчиков. В результате сегодня во Владивостоке пассажиров перевозят 563 новых автобуса выпуска 2010-2013 годов. Они составляют четыре пятых всего автобусного парка города. 157 из них (28 процентов) - муниципальные. А еще пять лет назад средний "возраст" пассажирских автобусов во Владивостоке составлял 13 лет. В настоящее время на 20 городских маршрутах из 99 работают муниципальные автобусы. То есть каждый пятый маршрут - муниципальный. И, несмотря на высокую автомобилизацию Владивостока - почти 600 авто на тысячу жителей, автобусы, а также трамваи и троллейбусы не бывают пустыми.

Последнее в новейшей истории исследование пассажиропотока проходило в 2009-м. В связи со строительством новых дорог, жилых микрорайонов, перераспределением пассажиропотока (например, студенты ДВФУ стали ежедневно ездить на остров Русский) маршруты автобусов до сих продолжают разрабатывать и совершенствовать: их удлиняют и сокращают, организуют кольцевое движение, создают и убирают остановки.

Совершенствуется и безналичная форма оплаты проезда. С помощью пластиковой карты на некоторых маршрутах можно оплатить поездку, сэкономив при этом 10 процентов стоимости. Правда, это не очень нравится водителям, им выгоднее и удобнее иметь дело с наличными.

- В прошлом году во Владивостоке картами было оплачено более 941 тысячи поездок, - сказала специалист мэрии Марина Ивлева. - Реформа пассажирского транспорта будет продолжена. Автобусы оборудуют турникетами и электронными считывателями, которые установят у входной двери рядом с водителем. Пассажиры будут проходить в автобус после оплаты проезда, а выходить - из двери в середине салона.

Маршруты по науке

Долгое время в Якутске необходимость открытия того или иного автобусного маршрута, а также интервалы движения городские власти определяли на глазок. С начала нынешнего года эти задачи впервые попытались решать на научной основе. Специалисты Тихоокеанского государственного университета провели обследование пассажиропотока. По их рекомендациям мэрия изменила некоторые маршруты и открыла новые.

Не все новшества оказались удачными. К примеру, в самые лютые холода на двух городских линиях пустили ночные автобусы. Несколько дней они порожняком наматывали километры до аэропорта, перевозя за ночь по 10 - 15 человек. Эти рейсы пришлось отменить. Но в целом вмешательство науки сказалось положительно.

- Если раньше мы каждый день получали по 15 - 20 жалоб на работу маршрутных автобусов, то сегодня как максимум две-три, - отмечает заместитель главы города Петр Ефремов.

Процесс корректировки на этом не завершился. В Якутске создана специальная комиссия, которая регулярно изучает обстановку с участием общественности, представителей ГИБДД и транспортников и при необходимости что-то меняет.

Пассажиров в городе делят две организации - объединение владельцев частных автобусов "Союз-Авто" и принадлежащая муниципалитету Якутская пассажирская автотранспортная компания ("ЯПАК"). Долгое время частники были монополистами на городских улицах, оставляя муниципальному предприятию только пригородные маршруты. Ситуация изменилась в конце прошлого года, когда МУП получил сразу 45 новых автобусов, что позволило ему открыть свою первую внутригородскую линию.

Регулярное пополнение автопарка "ЯПАК" планируется и в дальнейшем. По словам министра транспорта Якутии Семена Винокурова, в течение трех лет на бюджетные средства ежегодно будут закупать не менее 70 машин.

- Приобретение новых автобусов позволит нам работать не только на пригородных направлениях, но и обеспечить перевозку пассажиров по городским маршрутам, которые будем внедрять по результатам исследования пассажиропотока, - отмечает руководитель предприятия Анатолий Чирков.

Потребность в новых линиях в Якутске есть. Но вот возможности их открытия ограничены состоянием дорог. Во время таяния снега и сильных дождей водители даже на существующих маршрутах нередко отказываются ездить до конечных остановок, боясь застрять в грязи.

Еще одна проблема - высокая стоимость топлива, что сказывается на цене проезда. Чтобы сократить затраты, перевозчики устанавливают на машинах газовое оборудование. Однако переход на более дешевое топливо в условиях Якутска не панацея.

- Особой экономии от использования новых автобусов, поступивших в прошлом году и работающих на газомоторном топливе, мы пока не ощущаем. В первую очередь это связано с тем, что у нас не развита газозаправочная сеть. На заправку всех баллонов одной машины уходит как минимум полчаса. А ведь до этой заправочной станции надо еще доехать, - рассказал Анатолий Чирков.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Камчатский край ДФО Приморский край ДФО Якутия
Добавьте RG.RU 
в избранные источники