17.07.2014 08:29
    Поделиться

    Для школ Башкирии разработают инновационную стратегию

    За последние два года в республике стало популярным выражение "smart", то есть умное, инновационное. Именно таким и должно стать в будущем наше образование, а в результате и общество. Однако не все педагоги и родители относятся к приставке "смарт" так оптимистично, как руководители региона. Совсем недавно сообщалось о том, что в некоторых образовательных учреждениях техника простаивает и не используется из-за низких скоростей, отсутствия локальной сети и просто нежелания учителей осваивать современные технологии.

    Научить учителя

    Большинство детей с восторгом восприняли внедрение инновации в школах. Им действительно нравится работать с планшетами и ноутбуками, получать оценки в виртуальный дневник, наблюдать в действии 3d принтер и листать электронные книги. Нынешнее поколение родилось в век прогресса и с легкостью осваивает его плоды.

    Педагогам же, людям другого поколения, перестроиться на новый лад оказалось сложнее. Кому-то мешает возраст, кому-то - личные качества. В итоге в некоторых школах приобретенная за большие деньги техника не используется в полной мере, а руководители учебных учреждений мучаются вопросом, как приучить своих сотрудников к электронным журналам. Это нужно, так как теперь качество обучения в школах республики будут оценивать и по степени внедрения электронного образования.

    По мнению директора научно-образовательного центра Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова Марины Вайндорф-Сысоевой, электронное образование - это просто вызов, который надо принять.

    - Внедрение новых технологий всегда сопровождается недопониманием. Нам тоже не нравилось, когда появились первые ЭВМ и ксероксы. Так и электронное образование. Чтобы понять и принять все его плюсы, нужно учиться, - сказала она на второй научно-практической конференции "Смарт-регион: возможности электронного обучения".

    Если же говорить о возрасте, то чем наши педагоги хуже коллег из Таиланда? К примеру, в частном университете Шрипатум в Бангкоке, который славится онлайн-обучением, с успехом работает 77-летний преподаватель. Стоит отметить: в этом учреждении вопросом подготовки педагогов к правильному восприятию электронного образования занимается директор, который лично дает им позитивный настрой и понимание плюсов видеолекций, виртуальных учебников, интернет-общения и прочих элементов системы. Возможно, такого индивидуального подхода и не хватает нашим учителям. Поэтому инновации активно используют в своей работе не все.

    Достойные условия

    По официальной информации, сегодня уже 30 процентов кабинетов школ региона оснащены мультимедийным, а почти 16 процентов - интерактивным оборудованием. К сожалению, еще не все учебные заведения имеют общешкольные локальные сети. Это уже в компетенции муниципальных властей, которые обязаны максимально помогать в данном вопросе.

    Качество обучения в школах республики будут оценивать и по степени внедрения электронного образования

    В прошлом году в 32 процентах школ республики скорость интернета была выше двух мегабит в секунду. В этом году количество таких школ составило 68 процентов. К концу года этот показатель должен достичь 90 процентов.

    Однако многое будет зависеть от провайдеров. Но эксперты минобра республики считают, что сегодня интернет - это не главное.

    - Безопаснее и эффективнее работать в собственном "образовательном облаке" - информационном пространстве, организованном с помощью школьного сервера, которое доступно только для учеников и учителей, - говорит заведующая сектором информатизации образования министерства образования республики Гульсем Кутлова.

    Так, в уфимской школе N159 открыты уже десять классов электронного образования, ученики которых приходят на уроки со своими планшетами. Без выхода в интернет они подключаются к внутришкольному "облаку", где получают доступ к своим образовательным ресурсам, в том числе и электронной библиотеке. Когда же нужен интернет, дети садятся за защищенные от вредоносной информации школьные компьютеры, но только под присмотром взрослых. Но и администрация 159-й школы подчеркивает, что электронное образование у них лишь дополняет традиционное.

    В концепции "Развитие системы электронного образования в образовательных организациях РБ" прописано, что к 2017 году все школьники Башкирии будут учиться как по бумажным, так и электронным учебникам, а родители узнавать об успехах детей - через виртуальный журнал.

    - Многое зависит от позиции директора, поддержки родителей, понимания педагогического коллектива. Наше ведомство может подготовить методики и рекомендации, но реализация их зависит от конкретного учителя, который самостоятельно определяет: в какой части образовательного процесса нужно включить элементы электронного образования, - считает первый заместитель министра образования РБ Руслан Хабибов. - Сегодня наша основная задача - повышение эффективности использования имеющихся средств и ресурсов. Мы уже разработали необходимую нормативную базу. На уровне республики и муниципалитетов созданы центры электронного образования, теперь кажда школа будет работать индивидуально.

    В сетях школы

    Пока тяжело представить, что все сельские школы в одночасье станут инновационными. Но компьютерные классы действительно появились во многих из них. В 2013-2014 учебному году только сельские учебные заведения получили 800 комплектов компьютерных классов вместе с коммуникационным оборудованием. Хотя и сегодня есть свои трудности.

    - В наши школы поставили и компьютеры, и интерактивные доски, и проекторы. Но проблема в обслуживании этого оборудования. Ставка замдиректора по информационно-коммуникационным технологиям, который должен этим заниматься, по нормативам не предусмотрена. Иногда вопрос решается за счет лаборантов или техников. В сельских школах в основном работа ложится на плечи учителей информатики. Ранее мы могли поощрять их за это с помощью стимулирующего коэффициента, что теперь сложнее сделать из-за изменений в нормативах, - рассказывает директор Давлекановского районного центра педагогической информации Роза Султанаева.

    Решить эти вопросы непросто, поэтому представители министерства образования сегодня работают над введением дополнительных ставок в школьных центрах электронного образования. В 131 учебном заведении это уже сделано. Вопрос надбавок решается на муниципальном уровне. В малокомплектных школах, которые в большинстве своем уже просто филиалы, заниматься ИКТ будут представители базовых учреждений.

    Для того чтобы реально оценить степень внедрения электронного образования в каждой учебной организации, эксперты минобразования республики разработали специальный рейтинг. В нем все школы распределят по четырем категориям в зависимости от готовности кадров, наличия электронного контента и ресурсов. После анализа результатов рейтинга для каждого учреждения разработают индивидуальную стратегию в сфере электронного образования, чтобы развивать школу дальше.

    - Нельзя одномоментно все школы сделать "смарт". Это постепенный процесс. И детям, и родителям, и педагогам нужно адаптироваться к новым условиям и требованиям, - отметили в минобразовании региона.

    В тему

    Эксперты отмечают, что сегодня в сети настоящая война за юные "мозги". Самых умных и способных ребят уже со школьной скамьи пытаются привлечь различные иностранные университеты. Отбор ведется с помощью бесплатных он-лайн курсов, которые служат хорошей рекламой и способом дистанционной оценки участников.

    - Западные университеты начали взаимодействовать и создавать массовые открытые он-лайн курсы еще пять лет назад. Поэтому неудивительно, что качество поступающих в российские вузы падает, таланты из России просто "высасывают", - считает представитель департамента спецпроектов "Молодые профессионалы" агентства стратегических инициатив Иван Дементьев.

    Между тем

    В Башкирской гимназии Белорецка дети уже пользуются на уроках интерактивными досками и другими техническими новинками, но процесс обучения проходит в столетнем здании. Именно здесь в феврале этого года в одном из классов обвалился навесной потолок. Тогда жертв удалось избежать благодаря счастливому стечению обстоятельств.

    В ходе разбирательств выяснилось, что в этом здании последний раз капитальный ремонт делали 14 лет назад, тогда и установили навесные потолки во всех классах. Прокурорская проверка посчитала это грубым нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства. Сейчас в гимназии новый директор.

    Цифра

    94 процента учителей региона владеют навыками работы на компьютере.

    Поделиться