Почему новосибирские гостиницы страдают "звездной болезнью"

В Новосибирске открылся первый пятизвездочный отель, а сети хостелов продолжают расти, как на дрожжах. Какие еще гостиницы необходимы столице Сибири, насколько они востребованы и почему проживание в них влетает в копеечку, выясняла корреспондент "РГ".

Абсолютным чемпионом России по количеству гостиничных номеров закономерно остается Москва, с некоторым отставанием от нее идет Санкт-Петербург. В столицах в два раза больше номеров, чем в остальных крупных городах страны вместе взятых. Такие данные приводит аналитическая служба компании "2ГИС". Новосибирск в этом списке занимает шестое место, Красноярск - девятое. Однако туда сетевые и пятизвездочные отели пришли раньше, чем в столицу Сибири.

- Динамика развития любых территорий стандартна: сначала насыщается ниша ритейла, затем строятся терминальные сети, позволяющие переваливать грузы, затем наполняется рынок отелей. Все эти закономерные этапы Новосибирск проходит, как и любой другой город. Рынок развивается последовательно - недавно появилась пятизвездочная гостиница (международной сети "Marriott", - "РГ"), которая стимулировала местных отельеров переосмыслить понятие "качество оказываемых услуг", более четко дифференцировать свои предложения, - отмечает гендиректор компании "Ривер Парк" Олег Торопкин.

Некоторые эксперты связывают увеличение числа гостиниц с событийным фоном. Так, Красноярск уже несколько лет становится местом проведения крупных форумов федерального и международного масштаба.

- Люди едут не просто в отель, а в конкретный город, где происходят определенные события. То, что сетевые отели появились в Новосибирске позже, чем в Екатеринбурге или Красноярске, отражает степень интереса иногородних бизнесменов к этим городам. Гостиничный бизнес реагирует на предполагаемый спрос. Екатеринбург, как известно, опережает в развитии многие регионы. Так что нашему областному правительству есть, над чем работать, - отмечает председатель комитета по информационной политике и связям со СМИ Новосибирской ассоциации туристских организаций Игорь Соловьев.

Для того чтобы создать спрос, необходимы совместные программы с правительством, туристическими организациями, работающими на внутренний рынок. А пока в Новосибирске не так много объектов, представляющих интерес для массового туризма. С этим соглашаются в Агентстве регионального маркетинга (АРМ), выступающем одним из организаторов крупных форумов, которые в последние годы проходят в столице Сибири.

- Безусловно, новосибирцы, заявляя о масштабных мероприятиях, на которые приглашаются тысячи российских и зарубежных экспертов, руководителей компаний, представителей федеральных ведомств, должны быть готовы качественно и удобно всех разместить. Пока мы сталкиваемся с недостатком гостиничного фонда, несмотря на то, что в городе появились новые отели высокого уровня, - отмечает координатор проектов Института регионального маркетинга и креативных индустрий Анна Динельт.

Не секрет, что популярность гостиницы во многом зависит от места ее расположения. Отели в левобережной части города проигрывают центральным: гости предпочитают жить в местах, насыщенных ресторанами, клубами и театрами. Тем не менее известные гостиницы в центре в обычное время загружены не на полную мощность, а всего на шестьдесят процентов. Предложение явно превышает спрос.

- Загрузка больше шестидесяти процентов достаточна, чтобы работать не в убыток, - уверен директор по операционной деятельности гостиницы "Хилтон" Дмитрий Карпов. - Да, среди наших гостей большая часть - командировочные. Чтобы привлечь туристов, нужна событийность, необходимо раскрыть потенциал города.

- В Новосибирске хватает предложений отелей высокого класса. Легко можно поселить человека за три тысячи рублей в сутки, а вот за пятьсот рублей - проблема. В городе стали появляться хостелы, этот сегмент сейчас развивается хорошо, и его надо поддерживать. Понятно, что, с точки зрения затратности, строительство дорогого отеля окупится быстрее, чем хостела. Но городу как раз нужны недорогие гостиницы одной-двух звезд. Спрос на них во всем мире растет, - убежден Игорь Соловьев.

- Каждому гостю мы должны предложить отель по его запросам. Хочет человек жить в гостинице, где есть ресторан, бассейн, тренажеры и парковки - он должен это получить. Если просто нужна ночевка - в хостел, - уверен Дмитрий Карпов.

Кстати, в рейтинге "2ГИС", составленном в прошлом году, Новосибирск занял первое место по числу отелей с саунами - почти половина от общего количества гостиниц в городе.

- Но прежде нам необходимо развивать мобильность населения, - подчеркивает Олег Торопкин. - Пока экономика не дает возможности увеличивать число гостей, способных дешево переночевать в Новосибирске. Молодые люди, которые учатся, а еще не работают, не могут к нам приехать, так как это дорого.

По данным аналитического отдела издания "Деловой квартал", в Новосибирске насчитывается один пятизвездочный отель, семь - четырех-, 26 - трех-, восемь - двухзвездочных, девятнадцать гостиниц без звезд, шесть хостелов. По данным "2ГИС", хостелов в городе 33, а всего гостиниц 173. По мнению участников дискуссии, какой бы "звездности" ни появлялись отели, это городу только на пользу.

- Они не могут сами по себе увеличить турпоток, но он может быть перераспределен. Появляются новые услуги - хостелы, квартиры на сутки. Эта тенденция будет продолжаться, но она не критична для развития крупных отелей. Нужно понять, что гостиничный бизнес у нас сейчас бурно развивается. В ближайшее время на рынок выйдут новые отели под мировыми брендами. Инвестору интересен этот бизнес. Мы будем ожидать перераспределения потока гостей, что приведет к повышению конкуренции, качеству сервиса, изменению ценовой политики, - убежден директор конгресс-отеля "Новосибирск" Алексей Дмитриенко.

Правда, снижать цену на проживание в новосибирских отелях пока никто не спешит. Безусловно, она зависит от качества услуг, "звездности", расположения гостиницы и других факторов, но отельеры подчеркивают, что стоимость проживания итак снизилась.

- Средняя цена места в отелях во время кризиса упала на 35 процентов, и мы еще не достигли значения 2008 года, - подчеркивает Олег Торопкин.

По словам отельеров, ценовая политика ориентирована на существующий спрос. "Каждый клиент получает ту цену, которую он готов заплатить" - таким принципом руководствуются участники гостиничного рынка в Новосибирске. Но почему-то никто не задается вопросом, почему клиенты готовы платить такие деньги? В США и большинстве стран Европы, где средний уровень доходов и благосостояния населения выше, чем в России, цены на стандартные номера в отелях такого же уровня или в сетевых, как правило, заметно ниже.

Кстати

Проект строительства 26-этажного отеля в центре Новосибирска на площади Ленина заморожен. Он должен появиться на месте гостиницы "Центральная". Врио губернатора Новосибирской области Владимир Городецкий напомнил, что инвестору пришлось столкнуться с мнением общественности, выступившей против возведения высотки в историческом центре города. С этим проектом власти увязывали создание пешеходной зоны на улице Ленина и большой парковки на главной площади Новосибирска. Врио губернатора заявил, что необходимо вернуться к обсуждению, "чтобы проект не умер".