Пенсионер пожаловался "РГ" на питерских голубей

Нет в России такого закона, чтобы один гражданин уважал другого. Вроде бы подразумевается, что человек человеку если не друг и не товарищ, то хотя бы добрый сосед, но на практике эгоизм одних нередко портит жизнь другим. И справиться с этой ситуацией порой оказывается не под силу даже казалось бы всемогущей государственной машине.

- Самое обидное, что мое дело не стоит выеденного яйца, - переживает Юрий Вейсберг, обычный петербургский пенсионер с Гражданского проспекта.

До 2008 года жизнь его текла тихо и размеренно. Он подрабатывал переводами, гулял по улицам, даже, бывало, подкармливал голубей. Когда соседи снизу начали стеклить балкон и устанавливать над ним козырек, наш герой и бровью не повел: пусть что хотят, то и делают. Но во время первого же дождя понял, что новая крыша над балконом железная и музыкальная. Пенсионер отчетливо слышал каждую каплю. Музыка козырьков оказалась уж очень навязчивой. Юрий Исаакович не мог в дождь заниматься переводами, из-за шума не получалось нормально уснуть, все-таки ему уже за 70. Когда перестали помогать даже беруши, он обратился к соседям с просьбой убрать злосчастный козырек.

По козырьку громко стучит дождь, зимой на него наметает сугробы, а еще донимают голуби

Соседский сын, выслушав жалобы Вейсберга, сказал: "Потерпишь" - и для пущей важности посулил "дать по лицу".

Юрий Исаакович пытался терпеть. Он привык, что не видит из окна ничего, кроме маленького кусочка неба и злополучного козырька. В снежные зимы в его квартире было темно из-за сугробов. Но последней каплей стали голуби. Птиц на козырьке развелось так много, что у Вейсберга даже началась аллергия, хотя он и приноровился мыть крышу соседского балкона каждый день.

Осенью прошлого года пенсионер написал напрямую губернатору. Жалобу перенаправили по подведомственности - в администрацию Калининского района, которая, рассмотрев обращение, велела соседям Вейсберга убрать козырек. Оказалось, что конструкция самовольная и по всем правилам подлежит сносу. Они не отреагировали, и администрация подала на соседей в суд. Заседания несколько раз переносились и наконец в марте этого года суд вынес решение: в иске отказать.

Дело в том, что соседи за день до последнего заседания обратились в комитет по градостроительству и архитектуре с заявлением, что они разработают проект козырька. Правда, как сообщили "РГ" в ведомстве, проекта лоджии к ним так и не поступило. Более того, из официального ответа за подписью главного архитектора города Олега Рыбина следует, что самовольные конструкции не могут быть согласованы постфактум, это нарушение законодательства Санкт-Петербурга.

Сейчас администрация Калининского района собирает документы для апелляции, а соседи Вейсберга отдыхают на даче. Юристы советуют нашему читателю самостоятельно подать гражданский иск, но он в успех дела не верит.

- Если даже государственная машина оказалась бессильна против эгоизма и равнодушия, я-то что смогу сделать? - вздыхает Юрий Исаакович и снова надевает беруши, чтобы не слышать дождя, и зашторивает окна, чтобы не видеть птиц, которых он уже ненавидит.

Компетентно

Наталья Жирнова, ведущий специалист аппарата уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге:

- Если соседи установили козырек или застеклили балкон, вы вправе обратиться с заявлением в межведомственную районную комиссию, которая проведет обследование жилого помещения на предмет переустройства. Если перепланировка незаконна, то составляется акт, соседям вручается предписание о приведении балкона в первоначальное проектное состояние и сроки для добровольного устранения нарушения. Аналогичный документ может составить и Государственная жилищная инспекция. Если соседи не реагируют, то районная комиссия или Госжилинспекция обращается в суд. Последствия довольно серьезные. Вплоть до того, что квартира нарушителей, находящаяся в частной собственности, может быть продана с торгов, а с теми, кто живет на условиях социального найма, расторгается договор. Но для того чтобы суд принял такое решение, необходимо доказать, что перепланировка нарушает права граждан или что после перестройки помещение стало представлять опасность для жизни и здоровья. В 2003 году Госстрой в специальном постановлении разъяснил, что перепланировка не может нарушать несущие конструкции здания, ухудшать работу инженерных систем, портить внешний вид фасадов. А также не должна ухудшать условий проживания жильцов дома. Если же не будет доказано, что перестройка кому-то навредила, суд может принять решение оставить перепланировку в том виде, в котором она уже сделана.