Таблетки "для настроения"
Судьба Ивана Гоманкова с самого раннего детства сложилась трудно. Он рос в семье алкоголиков. Мать в конце концов умерла от пьянки, а отца лишили родительских прав. Мальчик попал в детдом Медвежьегорска. Там Ивана и присмотрела бездетная пара из американского штата Айова. Ребенка усыновили и увезли в США.
- Сначала все было хорошо, - рассказал корреспонденту "РГ" Иван. - Мы присматривались друг к другу. Я пошел в школу, быстро освоился и уже через три месяца неплохо говорил по-английски. Потом родители стали предъявлять претензии, что в классе не тех друзей выбрал, что дома нельзя ничего трогать без спроса. В наказание запирали в комнате. После каждой ссоры сразу же требовали: "Проси прощения!" И не важно, прав я или нет. А я так не могу, сразу, мне нужно время для примирения, побыть одному, чтобы все обдумать, успокоиться.
Приемная мама забрала Томаса Ивана из школы и перевела на домашнее обучение. Занималась с ним сама. Как сказано в американских отчетах, мальчик показывал неплохие успехи в учебе: особенно любил математику и рисование. Однако, по словам Ивана, учебой занятия с мамой было сложно назвать - она даже не давала ему учебников.
Чем дальше, тем больше конфликтов было с родителями. В конце концов они отвели мальчика к психологу, который выписал таблетки "для настроения". Не помогли. После одного серьезного конфликта супруги определили приемного сына в социальный приют. Там он и жил последний год. Отец звонил и иногда навещал. Мать - ни разу. Иван хотел учиться в колледже, и родители оплатили первую четверть, а потом отказались.
- Прошлой осенью отец позвонил и сказал: "У нас к тебе деловое предложение. Хочешь поехать в Россию?" Конечно, я с радостью согласился. После усыновления ни разу в России не был. Правда, засомневался и посоветовался с воспитателями приюта. Их тоже насторожило предложение. Но я решился ехать. Отец привез мне папку с документами - билеты и зарубежный российский паспорт.
- А почему не американский? - интересуемся у парня.
- Не знаю, - пожимает плечами парень. - Отец мне сказал, что вышлет его позже.
- А как надолго тебя собирались отправить в Россию?
- Уговор был, что месяца на три, а потом я обязательно вернусь.
"Я - твой сын"
Приемный отец проводил Томаса Ивана в аэропорт. С несколькими пересадками молодой человек прилетел в Санкт-Петербург. Там его встречал таксист (родители проплатили эту услугу через Интернет) и отвез на вокзал. Билет на поезд до Медвежьегорска американцы тоже оплатили заранее. На руках у парня было около 300 долларов.
На родине он решил найти своего биологического отца. Помнил, что жил с родителями в здании бывшего детсада. Пошел туда. Оказалось, там больше никто не живет. Тогда он стал искать дом, где когда-то недолго жил с бабушкой и дедушкой. Дверь открыл отец - Иван сразу его узнал. А вот отец сына не признал.
- Я - твой сын, - сказал Иван.
- Томас Иван? - выдал мужчина, удивив парня.
Отец рассказал, что все знал о сыне. Оказалось, семья Ниеланд присылала бабушке с дедушкой письма, снимки и даже небольшие подарки. На радостях отец решил отметить встречу с "кровинушкой". Сначала пил пиво, а потом вообще ушел в запой, и ему уже было не до сына. Ивана позвала к себе погостить тетя. Так он и проболтался несколько месяцев без жилья и практически без денег. Уехал в Петрозаводск и пошел в миграционную службу. Тогда-то и выплыла эта история. Молодому человеку в срочном порядке выдали общероссийский паспорт, восстановили свидетельство о рождении. Определили в общежитие, помогли найти хоть какой-то приработок. Помогли, чем смогли.
- Мы находимся в диалоге с американскими родителями Ивана, у них версия отличается от той, которую знаем от Ивана, - рассказал Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. - Американские родители утверждают, что паспорт гражданина США у сына был с собой. Но у нас нет оснований не верить парню - он четко описывает, как его отправляли в Россию, вплоть до цвета папки, в которой находились проездные документы. В генеральном консульстве Санкт-Петербурга Ивану выдадут новый паспорт США, это не проблема. Но родители по законам США не имели права отправлять Томаса Ивана с билетами в один конец. По российским законам он уже совершеннолетний, а по американским - нет: в США совершеннолетие наступает в 21 год, американские родители - законные опекуны Ивана. Усыновление не отменено. Поэтому обязаны его содержать и помогать до совершеннолетия.
Американская схема
К сожалению, случай с Томасом Иваном не уникален. Хорошо известна история семилетнего Артема Савельева, которого приемная мать отправила одного на самолете в Россию в апреле 2010 года.
- Тогда мы обратились в американский суд и доказали, что права мальчика были нарушены, - рассказал Астахов. - Мать оштрафовали на 58 тысяч долларов. Ежемесячно она должна платить бывшему приемному сыну тысячу долларов. И это решение американского суда устояло во всех инстанциях, - добавил Павел Астахов.
Артем Савельев стал третьим ребенком, от которого подобным образом избавились приемные родители. Первый случай произошел в 1996 году. Американский пилот, он же усыновитель, привез своих русских детей в Россию и бросил одних. Как считает детский правозащитник, во всех историях одна и та же схема: покупаются электронные проездные документы, оплачивается такси до конечного места назначения и детей высылают в Россию. "Хотелось бы посмотреть на билеты Томаса Ивана, мы попросим их восстановить, чтобы понять, до какого места назначения они приобретались и кто это делал, - говорил Астахов. - Приемная мать утверждает, что они билеты не покупали. Но я сомневаюсь, что, живя в социальном приюте, молодой человек мог себе позволить оплатить билеты в Санкт-Петербург - это 2-3 тысячи долларов. Вряд ли у него были такие деньги. Я склонен верить его версии - отправили родители".
- А что ты будешь делать в США? - спросили мы Томаса Ивана.
- Жить в социальном приюте, учиться и подрабатывать.
- Ты хоть когда-то чувствовал, что тебя любят родители - биологические или приемные?
Парень задумался, а потом произнес: "Я не знаю..."
Детский омбудсмен пообещал, что Ниеланд вернется в Америку. Он состоит на учете в генеральном консульстве в Сиэтле. Родители как будто не возражают против приезда приемного сына обратно, но говорят, что он должен сделать это за свой счет. Билет парню в России купят. Астахов пообещал, что будет следить, как сложится дальнейшая судьба Томаса Ивана.
Кстати, в американской семье Ниеланд воспитывается второй усыновленный мальчик из карельского детского дома. Макс чуть младше Томаса Ивана. Живет с родителями.
- К сожалению, приемные мамы и папы, и не только зарубежные, но и наши соотечественники, сразу не оценивают свои возможности, возраст ребенка, ведь они берут его уже подростком, - говорит министр образования Карелии Александр Морозов. - Всегда обещают: мы будем его просто любить. Но этого недостаточно. Американцы отправляют ненужных детей в Россию без денег и документов. Россияне привозят "не понравившихся" детей обратно в детский дом. Для ребенка это огромный стресс.