Семь "городов-призраков" бывшего СССР

Заброшенные города, расположенные на территории бывшего Советского Союза, сегодня стали излюбленным местом для "фотоохотников" и исследователей ушедшей эпохи. "РГ" продолжает публиковать истории о населенных пунктах, некогда процветающих, но по ряду обстоятельств превратившихся в "призраки".

Чаронда (Вологодская область)

Село Чаронда - единственный населенный пункт, расположенный на западном берегу озера Воже, на севере Вологодской области. Версий, откуда взялось такое название, несколько: одни исследователи полагают, что село получило имя от саамского "чарра" - поросшая мхом тундра, или "чарва" - плотный снег и "рында" - берег. По другой версии, Чаронда произошло от вепского слова "черендак" - злой дух, либо ненецкого "сэрома" - "обледеневшая корка на снегу".

Населенный пункт расположен на высоком, поросшем соснами участке берега, удобном для обустройства пристани. Озеро Воже богато рыбой, а потому люди освоили эту территорию давно: по данным археологов, первые стоянки появились здесь в неолите. С X века это место стало перевалочным пунктом на большом торговом пути - из Шексны на Белое море.

Официальным временем основания Чаронды считается XIII век. Местные жители занимались ловлей рыбы, торговали, а также провожали караваны. В XV веке село стало собственностью Кирилло-Белозерского монастыря. Через Чаронду возили соль и рыбу, которые добывали на Белом море монастырские крестьяне. Позже с Русского севера за границу начали отправлять пушнину и железо. Населенный пункт рос: здесь появились постоялые и гостиные дворы, увеличилось количество жителей. В XVII веке Чарондская округа превратилась в самостоятельную область, где было более 1700 дворов и проживало около 11 тысяч человек. Тогда же в этот населенный пункт сослали опального боярина Лопухина, родственника первой жены Петра I. Чаронда - родина матери Марии Бочкаревой, которая организовала во время Первой мировой войны Женский батальон смерти.

Статус Чаронды как крупного перевалочного пункта пошатнуло важное событие: в 1584 году был основан Архангельск, через который прошел более удобный для заморских судов северный торговый путь. Впрочем, пока грузы перевозили водно-волоковым способом, населенный пункт процветал. В 1708 году Чаронда получила статус города. Но ближе к концу XVIII века все большую популярность начали приобретать сухопутные перевозки. В 1770-х годах Чаронда снова стала селом; население стремительно уменьшалось. Во время Октябрьской революции здесь проживало уже менее тысячи человек. В 1921 году, согласно переписи, в селе было 70 домов и 450 жителей, а в 2007 году осталось лишь восемь человек. Путешественники, добравшиеся до Чаронды, рассказывают, что постоянно сейчас здесь проживают два человека.

В селе нет электричества, добраться сюда можно лишь по озеру - на лодке летом, либо на лыжах или снегоходе по льду зимой. О былых временах напоминает лишь сохранившаяся до сих пор церковь Иоанна Златоуста, построенная в 1826 году.

Агдам (Нагорный Карабах)

Поселение, расположенное в 26 километрах от Степанакерта и в 365 километрах от Баку, у восточного подножия Карабахского хребта, было основано в XVIII веке. Название Агдам переводится с азербайджанского как "белая крыша". Появилось оно не случайно: карабахский хан Панахали в первой половине XVIII века построил для себя имарет из белого камня. Это здание долгое время служило ориентиром для жителей расположенных рядом населенных пунктов.

В 1828 году Агдам стал городом. Когда-то здесь работали крупные предприятия - маслосырзавод, консервный, а также винный завод, прославивший название населенного пункта на весь Советский Союз одноименным портвейном. В Агдаме была  железнодорожная станция, ряд учебных заведений, драмтеатр, прекрасные сады. В 50-х годах здесь проводили масштабные раскопки поселения эпохи средней бронзы. Здесь же располагался хлебный музей, имевший в своей коллекции экспонаты античных времен и средневековья. В 1989 году в Агдаме проживало 28 тысяч человек.

Судьбу города определила Карабахская война 1991 - 1994 годов. Агдам стал местом ожесточенных боев. В 1993 году он был обстрелян из артиллерийских орудий и установок "Град". Город был постепенно разрушен. Военные не тронули лишь большую мечеть, построенную в 1870 году архитектором Кербалаи Сефи-ханом Карабаги.

В ноябре 2010 года правительство Нагорно-Карабахской республики приняло решение присвоить Агдаму название Акна и включить его в состав города Аскерана как квартал. В 2011 году на переговорах глав России, Армении и Азербайджана ставился вопрос о передаче Агдама азербайджанской стороне, однако окончательного решения принято так и не было. В 2010 году официально здесь проживало около 360 человек, хотя Агдам по праву называют "бывшим городом": до сих пор единственное целое здание здесь - это мечеть.

Острогляды (Белоруссия)

Белорусская деревня Острогляды расположена в Гомельской области, в 22-х километрах от железнодорожной станции Хойники и 120 километрах от Гомеля. Населенный пункт основали в 1547 году - в письменных источниках он указан как владение поляков Вишневецких. В 1625 году владелец этого места Харлинский построил костел. А в 1779 году в Остроглядах возвели деревянную Святотроицкую церковь.

Деревня была довольно крупной: в конце XIX века здесь имелось народное училище, школа, хлебозапасный магазин, ветряная мельница, трактир. В 20-е годы прошлого столетия в Остроглядах организовали совхоз, а позже - колхоз. Во время Великой Отечественной войны здесь располагалась хозяйственная база оккупантов, которую в 1943 году разгромили партизаны. В 1962 году к деревне присоединили соседние населенные пункты - Двор Острогляды и Папоротное.

Деревня превратилась в "призрак" после взрыва на Чернобыльской АЭС. 400 проживавших здесь семей в срочном порядке эвакуировали в другие города и села. Сейчас в Острогляды приезжают потомки тех, кто когда-то здесь жил. Рассказывают, что на местном кладбище хоронили и после 1986 года - видимо по просьбе самих остроглядцев, которые хотели остаться навсегда в родных местах. Сейчас здесь сохранились развалины панской усадьбы - флигель, в котором жила панская прислуга, а также три аллеи: дубовая, липовая и грабовая.

Курша-2 (Рязанская область)

Рабочий поселок Курша-2 был основан для того, чтобы осваивать леса в Центральной Мещере. В 30-е годы прошлого века сюда провели узкоколейку от Мещерской магистрали - лес, после обработки, перевозили в Рязань и Владимир. В то время здесь проживало около тысячи человек, в числе которых были рабочие из соседних деревень.

История поселка трагична: летом 1938 года в Мещерском крае, в районе села Чарус, произошел пожар. Ветер погнал огонь к Курше. В ночь со 2 на 3 августа в поселок прибыл поезд: бригада, которая знала о том, что приближается пожар, предлагала спасти людей - хотя бы женщин и детей. Однако диспетчер отдала указание вывезти заготовленный лес. Бревна грузили практически до последнего; сверху посадили людей и поезд двинулся. Но во время переезда через горящий мост в трех километрах от населенного пункта загорелся и сам состав.

В общей сложности, по свидетельству очевидцев, в пожаре погибло около 1200 человек - местные жители, работавшие на заготовках леса заключенные, военные, пытавшиеся потушить пожар. Руководство лесокомбината обвинили в халатности.

После пожара поселок восстановили, однако после войны он опустел: людей выселили. Здесь осталась большая братская могила. Сейчас "призрак" Курши-2 относится к территории Окского заповедника. В 2011 году здесь построили мемориальный комплекс с Поклонным крестом.

Финвал (Камчатка)

Поселок Финвал находится на берегу бухты Бечевинской, недалеко от Петропавловска-Камчатского. Населенный пункт имел стратегическое значение: в случае, если бы на эти земли напал враг, он принял бы на себя основной удар, дав передышку своему более крупному и важному "соседу". Предполагалось, что противника должны были атаковать морские соединения, базировавшиеся в бухте - подводные лодки проекта 641, а позже - и атомные подлодки.

В начале 60-х бухту Бечевинскую использовали в качестве запасного района маневренного базирования. Инициативу построить здесь базу для субмарин высказал возглавлявший в те времена ВМФ Сергей Горшков, который, как рассказывают очевидцы, некоторое время даже жил в деревянном сарае на краю берега. Поселок возвели в короткие сроки. Нумерация домов соответствовала порядковому номеру их строительства. Помимо жилых сооружений, на берегу бухты появились все необходимые составляющие для военного городка - казармы и штаб, камбуз, гараж.

Поселок сделали практически полностью автономным: здесь было бомбоубежище, овощехранилище, вертолетная площадка и магазин, клуб, школа, детский сад, дизельная подстанция. Населенный пункт защищали две зенитные батареи. Название Финвал было придумано для того, чтобы не использовать, исходя из соображений секретности, географическое название бухты (в официальной переписке поселок называли еще Петропавловск-Камчатский-54, по номеру почтового отделения). На карту страны он, по понятным причинам, не попал.

В 1971 году сюда перевели 182-ю бригаду дизельных подлодок из бухты Крашенинникова. После того, как началось перевооружение военного соединения, замена старых субмарин на лодки проекта 877, для семей новых экипажей подводников был построен еще один многоэтажный дом и большая школа. В поселке проживали около двух тысяч человек.

После того, как распался Советский Союз, в жизни Финвала начались необратимые изменения. Гарнизон попал под сокращение; в 1996 году было принято решение в срочном порядке вывезти все имущество базы на новое место. Отопление и электроснабжение поселка отключили, бригаду перевели, а в 2000 году здания и сооружения Финвала были списаны со счетов Минобороны. Сейчас здесь бывают только любители посмотреть на "города-призраки", да забредают дикие животные.

Промышленный (Коми)

Поселок городского типа основали в 1954 году, на берегах реки Изъюорш (притоке реки Воркута). Главными объектами, вокруг которых выросли жилые дома, стали две шахты - "Центральная" (заложенная в 1948 году) и "Промышленная" (1954 год), которая стала первой "вольной" шахтой на Воркуте.  Дома в поселке построили заключенные, а работали на объекте те, кто приехал на север на заработки.

Число жителей во времена расцвета населенного пункта достигало 12 тысяч человек. Здесь был свой ресторан, спортивный комплекс; при шахте образовали мужской ансамбль, который даже побывал на гастролях в Болгарии.

В 1998 году на шахте "Центральной" произошло страшное ЧП - во время взрыва погибло 27 горняков. За три года до этого была закрыта "Промышленная". Через год, в рамках пилотной программы, из поселка начали переселять семьи шахтеров. В 2000 году здание уже неработающей шахты "Центральная" погубило еще трех человек: под обломками погибли разбиравшие его рабочие.

В 2007 году Промышленный официально решили закрыть. На тот момент в нем проживало 450 человек. Сейчас здесь остались только руины каменных зданий.

Ткварчели (Абхазия)

Ткварчели некогда был индустриальным центром Абхазии, вторым по численности городом республики после Сухума. Во времена СССР здесь проживало около 40 тысяч человек; к началу войны 1992-1993 году население сократилось почти вдвое.

Город находится в 80 километрах от Сухума, на южном склоне Кавказского хребта в долине реки Галидзги. Его нельзя назвать полноценным "призраком": по данным переписи, в 2011 году здесь было 5013 жителей. Однако былого величия и богатства здесь уже нет, а разрушенных зданий больше, чем жилых.

Статус города Ткварчели получил в 1942 году. Здесь добывали уголь, на котором работали многие предприятия. Населенный пункт состоит из двух частей, верхней и нижней, которые раньше связывала канатная дорога. Город находится в кольце гор; въехать и выехать из него можно было только по одной трассе, либо железнодорожному полотну. Ткварчели имел уникальную архитектуру: многие здания проектировали и строили после войны пленные немецкие архитекторы и инженеры.

Во время грузино-абхазской войны Ткварчели пережил тяжелую блокаду - город был одним из центров сопротивления. Грузинские войска так и не смогли его взять. В 2008 году президент Абхазии подписал Указ о присвоении населенному пункту почетного звания "Город-герой". Промышленность Ткварчели во время войны была разрушена, объем производства упал почти на 90 процентов - неудивительно, что местные жители уехали отсюда в поисках лучшей жизни. Сейчас промышленной основой города считается добыча угля; кроме этого, здесь есть несколько небольших фабрик. Железнодорожная ветка, ведущая в город, разобрана, планов по ее восстановлению пока нет.