В число спикеров Ulcamp вошли евангелист в компании по производству программного обеспечения JetBrains Филипп Торчинский, генеральный директор холдинга DZ Systems, один из ключевых создателей "Яндекс-Маркета" Дмитрий Завалишин, основатель образовательного проекта - онлайн-университета Hexlet Рахим Давлеткалиев, а также популярный блогер, художница, иллюстратор, писатель Яна Франк, которая разработала "ульяновский" чехол для iPhone - с самолетом "Руслан", буквой Ё и октябрятской звездочкой.
Программисты в палатках
- Четыре года назад мы решили выехать на природу своей компанией, сделать загородную вечеринку и пригласить друзей. Тогда на Ulcamp приехало 110 человек. Сейчас многие люди, которым мы раньше оплачивали дорогу, приехали за свой счет. Конференция стала "модным" мероприятием, - рассказал один из организаторов Ulcamp Сергей Булаев.
Формат конференции необычен (организаторы даже называют ее "неконференцией"). "Предприниматели, программисты, инвесторы, дизайнеры, креативщики и лидеры мнений со всего мира временно бросают нажитое и перемещаются на берег Волги, где их ждут палатки в лесу, пляж и множество возможностей для продуктивного неформального общения" - поясняется на сайте Ulcamp. Неформальное общение проходило на нескольких баркемпах. Выступить на них мог любой желающий, предварительно забронировав определенное время, и неважно, сколько у него было слушателей - 50 или пять: зато этим пяти тема действительно была интересна.
"Пляжная" конференция в очередной раз доказала, что Ульяновск - особый город для айтишников: на душу населения здесь приходится приличное количество компаний, работающих в сфере информационных технологий. Сформировалась особая среда, в которой "родился" Ulcamp, а также другие проекты, направленные на дальнейшее развитие IT-сообщества.
- В течение года проводилось исследование, в рамках которого была опрошена тысяча человек - школьники, абитуриенты, студенты университетов, преподаватели. Они рассказали, как сделать так, чтобы количество людей, поступающих на IT-специальности и не уезжающих из региона, было больше. Что им мешает реализоваться здесь, что привлекает там, как сделать пиар собственных активностей. На основе этого мы разработали стратегию, в которой перечислили что, собственно, нужно делать. Сейчас думаем, как эту стратегию воплотить в жизнь, - говорит ульяновский программист, основатель компании Echo Лев Валкин, несколько лет проживший и проработавший в Силиконовой долине.
По его словам, некоторые вещи можно сделать бесплатно или условно бесплатно - например, Ulcamp. Другие невозможны без помощи региона - спонсирование образовательных проектов. Но здесь есть проблема с выделением бюджетных средств. Между тем, сегодня это важная конкурентная важная фишка: на регион смотрят Пенза, Саранск, Казань, и они могут сделать что-то похожее, но уже с совершенно другими деньгами.
Главное в разработанной айтишниками стратегии - вложение в человеческий капитал. Остальные вещи можно "привязать". Например, межвузовский кампус для студентов - это не просто строительство, а вложение в обмен знаниями и идеями. При этом, предполагается воспитывать будущих специалистов уже с пятого - седьмого класса школы. По прогнозам самих айтишников конкуренция между компаниями за кадры в ближайшие годы только обострится: только сегодня в регионе открыто более 150 вакансий в сфере информационных технологий, и потребности растут.
- Справиться с этим можно только открывая дополнительные факультеты в вузах, но это федеральный вопрос. Мы уже написали коллективное письмо с просьбой дать больше квот на айтишные специальности, - продолжает Валкин. - Кроме этого, на мой взгляд, программированием на массовом уровне должны заниматься люди со среднеспециальным образованием. Дело в том, что вузовские программы переусложняют многие аспекты программирования и тем самым создают барьер для тех, кто хотел бы и, в принципе, может этим заниматься, но у него не хватает терпения два года слушать философию.
Не будет ли через несколько лет айтишников слишком много, как сегодня юристов и экономистов?
- От специалистов в сфере информационных технологий сегодня в нашей жизни зависит все больше и больше. Во многом из того, чем мы пользуемся, есть программы. Так что со временем айтишники будут управлять миром, - считает Сергей Булаев.
Назад, в провинцию
Начинающим ульяновским программистам есть, на кого равняться. Например, под руководством Сергея Булаева было создано мобильное приложение для iPhone - популярнейший сегодня список покупок "Купи батон". Команда Льва Валкина разработала конструкторы для создания веб-сайтов для общения с клиентами нескольких крупных мировых компаний.
Еще один ульяновец - Руслан Фазлыев - основал компанию Ecwid, ставшую мировым лидером среди конструкторов интернет-магазинов: сегодня им пользуются 500 тысяч человек в 174 странах мира. В 2011 году венчурный фонд Runa Capital вложил в детище Руслана 1,5 миллиона долларов. Спустя год Ecwid обошла фейсбуковский конструктор интернет-магазинов Payvment по количеству пользователей. Payvment передал российскому конкуренту базу своих клиентов и ушел с рынка.
- Что нужно для успеха? Несколько лет вкладывать силы и знания в одну область, чтобы в маленькой точке давления сделать прорыв. Когда знания накапливаются, становится неинтересным делать то, что делают все остальные. Хочется сделать шаг вперед. И если попробовать решить массовую, глобальную проблему, можно создать успешный продукт, который будет пользоваться популярностью, - поясняет Руслан. - Количество денег при этом роли не играет. Это именно тот случай, когда орудие производства находится в руках самого трудящегося. Каждый человек может купить себе компьютер и ему больше ничего не нужно, он не зависит от большой инфраструктуры - он может все сделать сам. Сегодня любой человек может сделать прорыв в области IT. Но лет через 30, когда прорывными будут области космических исследований, биотехнологий, нанотехнологий, боюсь, Россию ждет не самое простое время: инфраструктура для всех этих исследований не будет массово доступна. Только на том, что соберется компания людей на пляже и решит что-то сделать, прорыва не выйдет.
У Ecwid сегодня есть три офиса - в Калифорнии, Москве и, самый большой, в Ульяновске. Переносить его куда-то из поволжской глубинки Фазлыев не собирается - не видит смысла. Более того, он считает, что часть ульяновцев, которые отправились за лучшей жизнью в столицу, вернется домой.
- Это, прежде всего, те, кто нагулялся в московских клубах, осознал классические семейные ценности, решил завести детей. Все это гораздо лучше делать в Ульяновске. Зрелые люди будут перетекать сюда, - считает Руслан.