Если ты француз, но по тем или иным причинам лишен гражданских прав, то и в этом случае лучше не обращаться с просьбой о работе на почте или об армейском контракте. Откажут. Лучше искать место в частном секторе, да и там на такой контингент смотрят довольно скептически. Непогашенная судимость - веское основание для отдела кадров госпредприятия, а также для городских, региональных и прочих местных структур отказать желающему трудоустроиться.
Надо отметить, что госслужба в принципе открыта для всех французов. Принцип равенства закреплен в статье 6 Декларации прав человека и гражданина, согласно которому все граждане в равной мере допускаются ко всем постам, публичным должностям сообразно их способностям без каких-либо различий. Запрещены ограничения по половому признаку, политическим, религиозным воззрениям.
Однако во Франции помимо общего статуса госслужащих есть и особые правила, которые касаются той или иной, как здесь называют, "суверенной" области. В их рамках могут быть и другие ограничения, к примеру, по возрастному признаку, уровню образования, стажу работы. По существующим правилам, допустим, человек, имеющий двойное гражданство (французское и плюс какое-либо еще) без особых проблем и на общих основаниях, как рассказывали знающие люди, может быть принят на службу в одном из подразделений министерства здравоохранения или на общественный транспорт. Но вот в "суверенной" сфере, а это МВД, МИД, минобороны, не говоря уже о спецслужбах, не все пройдет так гладко, как претенденту хотелось бы. По закону он имеет право подать заявление с просьбой о приеме на работу. На деле же шансы не очень велики. Причем отказ будет иметь вполне законное основание. Дело в том, что важнейшим принципом приема на госслужбу во Франции является конкурс. Желающих стать "слугой народа" здесь предостаточно по ряду причин, среди которых многие выделяют гарантированную занятость. Попав однажды в госструктуры, можно быть уверенным, что не окажешься безработным вплоть до самой пенсии (она составляет до 75 процентов от лучших пяти лет в плане заработка).
Отметим, что такие факторы, как жены (или мужья) с иностранным паспортом или учеба детей за границей большого значения для французской госслужбы не имеют. Что касается счетов или недвижимости за границей, то правило одно: все надо заявлять налоговым инстанциям, а для верхнего эшелона госвласти, а это работники аппарата президента, правительства, депутаты и сенаторы (в этом списке восемь тысяч человек), в обязательном порядке следует предоставлять личную имущественную и финансовую информацию в высший орган транспарентности политической жизни страны. Он был создан год назад Франсуа Олландом по следам шумного скандала, связанного с бывшим министром бюджета Жеромом Каюзаком. Министр, отвечавший за наполнение казны налогами, скрыл наличие банковского счета в Швейцарии и был с позором лишен сначала должности, а затем и депутатского мандата.
Эта история подтолкнула Олланда провести через парламент новый антикоррупционный закон, по которому и была создана эта структура, наделенная широкими полномочиями по мониторингу доходов, авуаров госчиновников и в первую очередь его высшего звена. Теперь они должны указывать не только свои авуары, но и родственников, а также ближайших сотрудников.