В частности, был эпизод в Болгарии, где пытались выселить детскую группу. Подобные случаи были и в Греции, кстати, там это периодически происходит до сих пор, рассказали "РГ" в ассоциации "Турпомощь".
"Мы планируем собрать в Ростуризме представителей туристических офисов, их порядка 40, и озвучить им четкую и жесткую нашу официальную позицию: мы будем защищать интересы наших туристов, находящихся за рубежом, и будем просить представителей туристских ассоциаций, находящихся здесь, помогать и действовать таким образом, чтобы интересы наших туристов никоим образом не были ущемлены нигде", - сообщил журналистам врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов.
По мнению экспертов, выселение туристов неправомерно. "В гостиницах знали, что "Нева" работает в долг, но, тем не менее, продолжали договорные отношения с компанией, размещали людей", - подчеркнула пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Стоит отметить, что в ряде стран к сложностям россиян отнеслись с пониманием. "Навстречу нашим гражданам пошли в Тунисе, Турции. Принимающая сторона на Кипре сказала, что туристы могут не беспокоиться", - рассказал "РГ" исполнительный директор ассоциации "Турпомощь" Вячеслав Басов.
А в некоторых отелях люди сами оплатили проживание, чтобы не портить себе отпуск. В целом, по словам Вячеслава Басова, ситуация сейчас складывается нормально.
"Люди отдыхают до запланированных дат, спокойно завершают свой отпуск и после этого где-то за счет средств "Невы", где-то за счет средств "Турпощи" возвращаются самолетами на родину", - уточнил он.
За выходные в Россию вернулись около 1,5 тысячи клиентов "Невы". Сейчас за границей, в основном в Греции, Болгарии, Испании, Турции, Италии и Черногории, остаются еще примерно 4 тысячи человек.
Между тем до сих пор нет ясности, что будет с теми, кто купил у "Невы" путевки на будущее. Речь идет о 17 тысячах контрактов, люди хотят вернуть свои деньги.
По данным Ростуризма, страховщик "Невы" - компания "Восхождение" за последние четыре дня приняла около 800 заявлений на компенсацию. К сожалению, пока информации о том, когда начнутся выплаты, нет.
Как отмечали ранее в Ростуризме, страховщик обязан удовлетворить требования пострадавших о выплате страхового возмещения не позднее 30 календарных дней после обращения. Страховая компания, офис которой должен открыться на этой неделе и в Санкт-Петербурге, принимает пакет документов: копию паспорта, договора с турфирмой, документа, подтверждающего реальный ущерб. Кроме того, туристы могут претендовать на компенсацию морального ущерба через суд. Обязательства "Невы" застрахованы более чем на 454 миллиона рублей.
Председатель комитета по вопросам страхования в сфере туризма Всероссийского союза страховщиков Галина Гуляева прокомментировала "РГ" некоторые вопросы, связанные с деятельностью страховщика.
Что известно Всероссийскому союзу страховщиков о компании "Восхождение"?
Гуляева: "Восхождение" не является членом союза, поэтому нам сложно комментировать вопросы, касающиеся деятельности этой компании.
По вашему мнению, как можно было допустить к страхованию компанию, которая имеет смелость подписывать договор страхового обеспечения по сумме в три раза превышающей ее активы? Неужели в России нет законов, препятствующих подобным сделкам?
Гуляева: Допустимый максимальный лимит ответственности по договору страхования не коррелируется напрямую с размером уставного капитала страховщика. Если страховщик использует перестраховочную защиту, то есть, передает часть риска другому страховщику, то лимит по договору может значительно превышать собственные средства компании. К страховым организациям, которые имеют право на страхование ответственности туроператора, специальных требований ни законодателем, ни органом, осуществляющим надзор за страховой деятельностью, не предъявляется. На них распространяются общие требования, установленные нормативными правовыми актами.
Учитывая, что в октябре прошлого года Центральный банк выдал ЗАО "Восхождение" лицензию на осуществление дополнительного вида страхования - "страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг", то очевидно, на тот момент к этой компании претензий не было.
Эксперты считают, что сейчас назрела необходимость аудита страховых компаний, работающих с турбизнесом. Возможно ли это?
Гуляева: В соответствии с законодательством все страховые компании, в том числе те, которые работают по страхованию ответственности туроператоров, ежегодно проходят аудит и публикуют свою отчетность и аудиторское заключение или размещают на официальном сайте страховщика, а также предоставляют их в Центральный банк - орган страхового надзора.
Необходим ли пересмотр системы взаимодействия туроператоров и страховых компаний, что предупреждать возникновение нежелательных ситуаций?
Гуляева: Вопрос о допуске страховой компании к тому или иному виду страхования ответственности стоит давно. Описанный выше конфликт интересов страхователя, в данном случае -туроператора и выгодоприобретателя - туриста, диктует необходимость регулирования такого допуска со стороны регулятора или законодателя. По разным видам страхования критерии отбора могут быть различные с учетом специфики страхуемых рисков.
Между Всероссийским союзом страховщиков и "Турпомощью" подписано соглашение о взаимодействии. В рамках этого соглашения сейчас разрабатывается регламент. Его цель - уточнить порядок предоставления документов, необходимых для выплаты страхового возмещения "Турпомощи" за расходы по экстренной эвакуации туристов, пострадавших в результате неисполнения туроператором своих обязательств.
Кстати
Ростуризм заявляет о том, что российских туристов, купивших туры у компании "Нева", не отпускают на родину. Опасение вызывает защищенность российских туристов, которые полностью оплатили свои туры компании "Фирма Нева", но незаконно ограничивается их выезд на Родину, чтобы они вернули долг "Невы". Такое поведение владельцев гостиниц противоречит не только принципам Глобального этического кодекса туризма и другим документам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), но и нарушает нормы и принципы международного права. Агентство обратилось к Ассоциации национальных туристических офисов в России с просьбой оказать содействие и совместно с зарубежными национальными туристскими администрациями приложить все усилия для прекращения насильственного удержания российских туристов с целью получения денежных средств от туроператоров.
Подготовила Татьяна Шадрина