Предприниматели проверили исполнение "дорожных карт"

Предпринимательское сообщество проверяет результаты исполнения "дорожных карт". Об этих результатах председатель Всероссийского объединения предпринимателей "Клуб лидеров", директор направления "Новый бизнес" Агентства стратегических инициатив (АСИ) Артем Аветисян доложил в отчете президенту.

О том, как проходят проверки и что они показали, он рассказал "РГБ".

- Как вы оцениваете результаты реализации "дорожных карт" НПИ?

- Принято 11 "дорожных карт", а это более 600 конкретных мероприятий. Мы потратили десятки тысяч часов для того, чтобы подготовить конкретные предложения, которые позволят вести бизнес в России быстрее, проще и дешевле. Нам важно, как принятые меры буду реализованы на практике. Бывает так, что все законы приняты правильные, а их исполнение буксует, и предприниматели не чувствуют улучшений. Только сам бизнес может показать, что мешает ему развиваться.

- Поэтому Клуб лидеров начал проект "Контрольные закупки"?

- "Контрольные закупки" проходят по известной во всем мире методике "тайного покупателя", широко применяемой для оценки качества работы розничных сетей. Мы начали реализацию этого проекта в конце прошлого года и уже смогли добиться реальных изменений законодательства. "Контрольные закупки" - механизм более действенный и точный, чем у рейтинга Doing business, который формируется на основании опросов экспертов и предпринимателей. "Закупка" по каждой из "дорожных карт" - это конкретные кейсы, собранные реальными предпринимателями, четко отражающие ситуацию, а не просто статданные. Нам ведь не нужен мониторинг ради мониторинга или ради критики министерств и ведомств. Наша цель - выявить проблемные для бизнесменов определенной сферы и предложить конкретные решения.

Для привлечения предпринимателей к участию в "контрольной закупке" Клубом лидеров проведены расширенные встречи с предпринимателями и "круглые столы" в 10 регионах РФ, к участию в которых также были приглашены руководители субъектов РФ, должностные лица профильных ведомств.

Как правило, предприниматели с радостью включаются в эту работу, хотя некоторые бизнесмены говорят нам об опасении испортить отношения с региональной властью. Но главы регионов со своей стороны всячески подчеркивают, что эта работа важна, чтобы держать руку на пульсе и понимать ситуацию. О результатах мы информируем федеральные органы исполнительной власти и рабочую группу Экономического совета при президенте РФ по направлению Национальная предпринимательская инициатива. Дважды в год Клуб лидеров будет отчитываться перед главой государства о результатах контрольных закупок.

Всего анкеты участников "контрольной закупки", "тайных покупателей - агентов бизнеса" уже заполнили около 250 предпринимателей более чем из 20 регионов России. Работа по привлечению новых участников оценки продолжается и набирает обороты.

У нас есть идея организовать перекрестные "контрольные закупки" так, чтобы предприниматели из одного региона проверяли работу госорганов другого.

- Первый отчет Клуба лидеров уже направлен президенту. Что в нем?

- Мы начали с "контрольной закупки" по регистрации предприятия. За последнее время были внесены серьезные изменения в законодательство, направленные на упрощение этой процедуры. Наша контрольная закупка выявила, что, с одной стороны, зарегистрировать компанию в Москве достаточно легко. Работа в налоговой инспекции организована четко, существует электронная очередь и многое другое. Однако есть моменты, с которыми мы принципиально не согласны.

Любая ошибка при заполнении документа, даже неправильно поставленная запятая, влечет отказ в регистрации. Госпошлина, а это 4 тысячи рублей, уже не возвращается. Если ошибиться три-четыре раза, то регистрация уже будет стоить немалых денег, что существенно для малого бизнеса. Поданные документы также не возвращаются заявителю, и к следующему походу в налоговую надо заново готовить весь пакет.

К нашему удивлению, гораздо хуже обстоят дела при регистрации предприятия через Интернет. Процедура оказалась очень сложной и громоздкой, требующей большого количества дополнительных мер. Мы провели встречу с главой ФНС Михаилом Мишустиным по итогам "контрольной закупки" и рассчитываем, что в ближайшее время онлайн-регистрация значительно упростится.

Мы изучаем и международный опыт стран - лидеров рейтинга Всемирного банка. Делегация Клуба лидеров посещала Новую Зеландию, страну, занимающую первое место в рейтинге Doing business по регистрации предприятий. Там регистрация компании проходит только через Интернет и занимает всего полчаса.

- Какие результаты достигнуты по другим "контрольным закупкам"?

- Недавно мы провели "контрольную закупку" на таможне. Прежде всего мы столкнулись с тем, что зачастую требуются лишние документы. У одного участника "контрольной закупки" потребовали на пять документов больше, чем того требует закон, у другого - на два. Обо всех этих фактах мы сообщили в ФТС.

Одним из возможных решений этой проблемы станет начало полномасштабного использования системы межведомственного электронного взаимодействия.

Кроме того, мы пришли к выводу, что сама таможенная декларация - крайне сложный документ. Непрофессионал заполнить ее просто не сможет. Только инструкция по ее заполнению написана на 80 страницах. Безусловно, имеет смысл задуматься об упрощении и в этом вопросе. Но в одностороннем порядке российские предприниматели этого сделать не могут - эту проблему необходимо решать на межгосударственном уровне.

- Недавно был принят перечень процедур в жилищном строительстве. Их 134. Не много ли?

- Такое количество процедур поневоле наводит на мысль, что все сделано для того, чтобы запутать и себя, и предпринимателей. Мы постараемся распутать этот клубок и предложить решения, которые упростят процедуру, но не в ущерб безопасности. Кстати, понятные прозрачные схемы были приняты в Гонконге. До конца года наши предприниматели подробно ознакомятся с опытом лидера рейтинга Doing business по этому направлению - Гонконгом.

- Какие результаты дала "контрольная закупка" по подключению к энергосетям?

- С одной стороны, достигнутые результаты даже лучше целевых показателей. Например, при техприсоединении объекта мощностью до 150 кВт необходимо пройти всего 5 процедур, хотя дорожной картой предусмотрено 7.

Но в данном случае мы столкнулись с другой проблемой - слабой информированностью предпринимателей о созданных для них возможностях, а именно: беспроцентная рассрочка при оплате стоимости по договору; возможность временного присоединения, не дожидаясь окончания работ по договору на постоянное присоединение; возможность выбора принципа расчета стоимости договора; возможность заключения договора энергоснабжения до окончания выполнения работ по технологическому присоединению. Сотрудники сетевой компании в центрах обслуживания клиентов не говорят заявителям о наличии таких возможностей.

Также мы предлагаем повысить информированность предпринимателей об отсутствии необходимости оплаты за дополнительную проверку приборов энергоучета - счетчиков сбытовой организацией, включая отсутствие необходимости заключения договора консультационных услуг, связанных с проверкой счетчиков.