21.07.2014 23:44
    Поделиться

    Эксперты прогнозируют масштабное строительство арктических судов

    Исходя из поставленных приоритетов государственной политики в области судостроения, можно сказать, что основные рынки гражданского судостроения будут связаны с наукоемкой высокотехнологичной продукцией, что соответствует техническому укладу всей отрасли, исторически ориентированной на военное кораблестроение. Также в числе приоритетов - суда высокого ледового класса для Арктики.

    Государственная программа развития судостроения на 2013-2030 годы с бюджетом в 547 млрд рублей ставит целью еще и локализацию в России комплектующего оборудования и инжиниринга. Комплектующее оборудование составляет значительную часть стоимости строительства сложного объекта, и локализация должна стать основой развитой кооперации и мерой стимулирования малого и среднего бизнеса.

    При рассмотрении судостроительных мощностей в масштабах страны сейчас необходимо учитывать и предприятия в Крыму. Отдельный вопрос - планирование увеличения судостроительных мощностей в Северо-Западном регионе. Провести этот процесс получится за счет модернизации существующих предприятий в случае увеличения потребностей "Газпрома" для работы на шельфе и возможного сдвига потребностей "Роснефти" после проведения геологоразведочных работ в море. Уже известно, что в этом плане наибольшей модернизации подвергнется петербургское предприятие "Северная верфь", что позволит максимально увеличить его производственные мощности.

    Основные усилия по развитию производственных мощностей направлены главным образом на удовлетворение потребностей нефтяных и газовых компаний. Естественно, финансовые ресурсы под эти цели следует выделять только после детальной разработки и представления конкретных инвестиционных проектов, а когда будет полностью доказана экономическая целесообразность их реализации. Рассматривать эти вопросы нужно по каждому предприятию отдельно. Тут следует особо подчеркнуть значимую роль Санкт-Петербурга как судостроительной столицы страны. Представители Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области уже говорили с губернатором города на Неве о том, как важно выработать политику преференций для судостроения Северной столицы и Ленинградской области, чтобы не отставать от других регионов России, считающих себя центрами судостроения. Имеются в виду прежде всего Астраханская область и Дальний Восток.

    Помочь в этом может создание особых экономических зон для судостроительной промышленности, скоро появится первая из них - в Астрахани, проект подготовлен и находится на стадии подписания. В регионе официально освобождают резидентов ОЭЗ - судостроительные предприятия - от НДС, налогов на землю, на имущество, от таможенных пошлин на ввозимое из-за рубежа оборудование. Это сразу послужило толчком к развитию и заинтересовало многих иностранных инвесторов не только налоговыми и таможенными льготами, но и низкой стоимостью земельных участков, возможностью выйти на российский рынок. Астраханские предприятия на территории ОЭЗ будут заниматься производством судов для офшорных объектов, газовозов, буксиров, судов ледового класса. Создание преференций - важный стимулирующий фактор, и вопрос его применения у себя Петербургу надо обсуждать с федеральными властями, привлекать профессиональные ассоциации.

    Нужно затронуть и другую проблему - Санкт-Петербургу и Ленинградской области не хватает кадров, трудоемкости, чтобы выполнить все контракты, которые регион получил в последнее время. И это недопустимо. Взять, к примеру, Балтийский завод, который получил крупные заказы на ледоколы - уже, очевидно, сейчас ему просто не по силам такая задача. Чтобы не сорвать заказы, на предприятиях города и области нужно нарабатывать новые связи, привлекать для работы иностранцев и сотрудников судостроительных предприятий из других регионов, заняться обновлением производственных схем.

    В судьбе того или иного предприятия часто играют роль не только экономические факторы, а общегосударственная стратегия развития отрасли. Взять, к примеру, заводы на Дальнем Востоке. В приморский завод "Звезда" вкладывают деньги, так как развитие судостроения как базы на Дальнем Востоке как раз отвечает этой стратегии. Для него предусмотрено множество разных льгот, прописано создание судостроительного кластера. В перспективе все, что будет заказано в Корее, приведет к однозначному вопросу о локализации производства на этом заводе. Это комплексный масштабный проект на Дальнем Востоке, причем 60% средств на его развитие - это деньги частных заказчиков, в том числе "Роснефти". Государство же вкладывает туда около 30 млрд рублей. В Петербурге нет таких проектов. А дальневосточный завод "Звезда" сейчас развивается высокими темпами, превращаясь в самое современное судостроительное предприятие страны.

    В целом тренды в отечественном судостроении порой противоречащие. Мы говорим о перспективном интересном гражданском заказе, о необходимости строительства высокотехнологичных научных судов, но гособоронзаказ пока вытесняет этот сегмент со всех предприятий. Задача ОСК сейчас - сбалансировать портфели заказов судостроительных заводов, и прежде всего - для Северо-Западного федерального округа. Надо оптимизировать загрузку заводов и сбалансировать не только по основной номенклатуре судов, но и по высокотехнологичному оборудованию. Именно высокотехнологичное оборудование - самый перспективный рынок, который даст импульс развитию мелких и средних предприятий, а следовательно, и машиностроению в целом. Когда мы, например, подписывали контракт с крупной итальянской компанией "Финкантьери", то на эту церемонию она пригласила всех своих постоянных партнеров. Сложившаяся в Италии практика ведения бизнеса предполагает высокий уровень доверительности между партнерами вплоть до раскрытия коммерческой информации по проектам. И это не только является серьезной поддержкой МСП, но позволяет кроме всего прочего исключить из процесса непродуктивную цепочку посредников.

    Поделиться