Сначала немного истории. В ноябре 2013 года в рамочный федеральный закон о выборах были внесены важные изменения. Они позволяли Москве и Петербургу самостоятельно решать, как там избирать депутатов.
В январе 2014 года Московская городская Дума изменила систему выборов. Столичная Дума приняла закон о переходе со смешанной системы, то есть по партийным спискам и одномандатным округам, на мажоритарную. Последняя предполагает выборы исключительно по одномандатным округам. Собственно ничего особо нового в этом не было. Такая система применялась раньше в 1993,1997 и 2001 годах.
Но изменения устроили не всех и у некоторых вызвали вопросы. Так депутаты Госдумы от фракции КПРФ оспорили этот закон города Москвы в Конституционном суде РФ.
В своем запросе народные избранники подчеркивали, что на их взгляд новые правила выборов в Мосгордуму не обеспечат необходимого равенства избирателей. А еще они указали в своем запросе вот на что: избирательная система поменялась менее, чем за год до голосования.
Рассмотрев депутатский запрос, Конституционный суд РФ счел положения столичного избирательного законодательства, которые смутили народных избранников, не противоречащими Основному Закону страны. При этом Конституционный суд аргументировал свое мнение следующими ссылками на законы как российские, так и международные.
Во-первых, Конституционный суд подчеркнул, что основные международно-правовые документы, включая решения Европейского суда по правам человека, предоставляют государству значительную свободу в избрании той или иной избирательной системы с учетом исторических и политический реалий.
По мнению судей, при этом мажоритарная избирательная система совместима с соответствующими общепризнанными принципами и нормами международного права.
И это подтверждается ее использованием и во многих других демократических государствах.
Во-вторых, Конституционный суд указал на то, что действующий сегодня федеральный закон уже гарантирует, что применяемое избирательное законодательство не будет изменено по ходу кампании.
Ну, и по поводу сроков Конституционный суд сказал следующее: "Оспариваемый закон был принят более чем за 5 месяцев до начала избирательной кампании и за 8 месяцев до единого дня голосования.
По мнению судей Конституционного суда, такой срок не может рассматриваться как неразумный, политически ангажированный, ограничивающий возможности участников избирательной кампании заблаговременно ознакомиться с положениями закона или препятствующий им надлежащим образом подготовиться к выборам".