Новости

Минстрой вводит единую платежку для оплаты коммунальных и жилищных услуг
В ближайшее время мы сможем забыть про то, как неудобно платить за коммуналку сразу по нескольким квитанциям. Уже в этом году появится единая платежка, с помощью которой можно будет заплатить сразу за воду, газ, электроэнергию, квартиру, вывоз мусора и прочее. Об этом, а также о грядущей реформе в коммунальной сфере в интервью "РГ" рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.

Андрей Владимирович, когда же появится эта чудо-квитанция?

Андрей Чибис: Минстрой выпустит ее уже на днях. Между тем мы не можем ее никому навязывать - это лишь рекомендация для самих жителей. Если собственники примут решение, например, заключить договор с ресурсоснабжающими организациями напрямую, то им, возможно, будет удобнее платить по разным квитанциям. Если же они доверяют управляющей компании, то единая платежка может стать отличным выходом из положения. Да и самим участникам рынка это выгодно, ведь собираемость платежей сразу вырастет в разы. Поэтому уверен, что в большинстве ситуаций будет приниматься именно такой единый платежный документ.

А его можно будет увидеть в новой информационной системе "ЖКХ"?

Андрей Чибис: Безусловно, и не только ее. Там будет размещена вся необходимая информация для собственников жилья: кто его соседи, какая управляющая компания и ресурсоснабжающая организация, какие работы проведены, возможность организовать общее собрание жителей, отправить жалобу в Госжилинспекцию. Там же можно будет узнать, в каком состоянии дом, когда будет проводиться капремонт, какая плата за содержание и коммунальные услуги.

777 тысяч человек необходимо переселить из ветхого жилья в ближайшие три года. Сегодня они занимают более 11 миллионов квадратных метров

Сравнить с платой в соседних домах, чтобы, может быть, выбрать другую управляющую компанию. В электронном виде можно будет оплатить квитанцию независимо от того, в каком городе находишься. Запуск этой системы будет поэтапный. Не позднее мая 2015 года появится реестр всех управляющих компаний. В полном объеме система должна заработать к июлю 2016 года. А с 1 января 2017 года, если квитанция на оплату жилищно-коммунальных услуг не будет размещена в электронном виде в личном вашем кабинете, то считайте, что она вам не выставлена.

А что делать тем, у которых нет Интернета и не будет?

Андрей Чибис: Для них ничего не меняется. Они по-прежнему могут написать жалобу от руки, получить бумажную квитанцию и оплатить ее через расчетный центр или банк.

Но практика показывает, что наши глубокоуважаемые пенсионеры все активнее пользуются Интернетом. У них свободного времени на это достаточно. Да и прогресс не стоит на месте, со временем воспользоваться новой системой смогут даже в самых отдаленных уголках страны. Кстати, попасть в нее можно будет через портал госуслуг.

Дмитрий Медведев назвал жилищно-коммунальный сектор давней головной болью. За 8 месяцев работы министерства, удалось как-то притупить эту боль?

Андрей Чибис: На мой взгляд, удалось. Первое с чего мы начали, с защиты населения. В декабре был принят закон о долгосрочном регулировании совокупного платежа.

Впервые за последние годы нам удалось сдержать рост платежей населения за коммунальные услуги на таком низком уровне - в этом году он не превысит 4,5 процента. Одновременно с этим принято еще одно беспрецедентное решение о том, что мы регулировать платеж будем сразу на несколько лет вперед. А это значит, что до 2018 года включительно средний рост по стране платежа за коммуналку не превысит уровень инфляции. Это прорыв! Мы, наконец, ушли от тарифных качелей, от постоянного колебания роста - ограничения теперь понятны и заранее известны.

Мы понимаем, что одновременно с этим необходимо запустить в отрасль инвестиции. Мы переходим с 2016 года на долгосрочные тарифы по всем коммунальным предприятиям, а в 2014-2015 годы по готовности. А также будем задавать целевые показатели для инвесторов. С такими условиями можно сэкономить неплохие средства.

Уже скоро они смогут по договорам концессии получить в управление неэффективные унитарные предприятия. То есть те, где "хромает" качество услуг или те, которые находятся в предбанкротном состоянии. Такие организации в обязательном порядке будут выставлены на конкурс не позднее декабря этого года. Победит тот, кто готов быстрее достичь показателей, которые ставились в конкурсной документации, и сделать это за меньшие деньги. Такого нет нигде в мире.

Это означает, что мы фактически для любых игроков - иностранных, российских, региональных, федеральных открываем возможности приходить и инвестировать в ЖКХ.


Андрей Чибис: Впервые нам удалось сдержать рост платежей на уровне 4,5 процента. Фото: Владимир Песня/РИА Новости www.ria.ru

А желающие уже есть?

Андрей Чибис: Уже много желающих. Проявил интерес даже тот бизнес, который раньше никогда не занимался ЖКХ.

Прибыль обеспечена - все 140 миллионов наших сограждан ежедневно пользуются этими услугами, и продолжат пользоваться в будущем. Кроме того, государство установило долгосрочные правила игры. Если есть защита и гарантия, что инвестиции будут возвращены при тех ограничениях, которые всем заранее сейчас известны, то можно в этом бизнесе интересно работать. Он защищен от колебаний мировых рынков.

Наша ключевая задача сейчас эти правила переложить на реальную "землю". Хотя, конечно, мы уже видим динамику - сегодня 70 инвестпроектов почти на 230 миллиардов рублей уже реализуются за счет коммунального хозяйства.

На днях должны узаконить лицензирование управляющих организаций. А когда эта система заработает в полную силу?

Андрей Чибис: Процесс лицензирования начинается с сентября, и заканчивается 1 мая 2015 года. После этой даты без лицензии работать нельзя.

А экзамены у управдомов начнутся уже в сентябре. Интересно, что аттестацию будут проходить не только руководители УК, но и руководители жилинспекции в регионах. Компетентность нужно проверять у всех работников коммунальной сферы, в том числе и у чиновников. Поэтому и устраиваем всероссийский экзамен.

Недовольных было очень много, особенно со стороны нечестных управляющих организаций. Ведь раньше "уволить" их было фактически невозможно. Конечно, им не понравится, что теперь у них могут отобрать лицензию и отстранить от работы на три года фактически за любую жалобу.

По новым правилам, если жилинспекцией зафиксировано два нарушения, по которым есть решение суда о привлечении к административной ответственности руководителя управляющей компании или к самой компании, такая организация покидает дом. Вот в таком порядке: нарушил, появилась жалоба жильца, выдано предписание, которое в срок не исполнено, суд направляет одно, второе взыскание. Если на них реакции нет - уходи из дома. Таких домов стало более 15 процентов? В судебном порядке аннулируется лицензия. Честно? Абсолютно. Самое главное, у людей появляется инструмент защиты своих прав. Они теперь не должны бегать, собирать своих соседей, биться в офисы управляющих компаний, обрывать телефоны диспетчерской службы, пытаться собрать собрание.

Есть ли какой-то минимальный перечень услуг, которые должна выполнять управляющая организация?

Андрей Чибис: Конечно, он прописан в законодательстве. Туда входит все, что необходимо делать для обеспечения комфортного проживания в доме. Это влажная уборка, это работа лифта, освещение, работа инженерных систем. В конце концов, это проверка фундамента, подвала, крыши. Это санитарная обработка и травля насекомых и грызунов. Все, чтобы у нас в доме было безопасно и комфортно входит в минимальный перечень. Собственники на собрании могут заказать управляющей компании выполнение дополнительных работ - например, консьержа посадить или газон поливать. Но главное - соблюдать основные правила, и к УК не будет претензий.

Но в жизни бывает всякое, и жильцы смогут оставить проштрафившуюся компанию в своем доме. Мы специально в законе заложили норму о праве вето. Это значит, что УК вправе собрать собственников и попросить их о пощаде, убедить, что нарушений больше не будет. Кстати, по новым правилам жильцы могут отказать любой управляющей компании, если она их по каким-то причинам не устраивает, еще на этапе лицензирования.

А что делать жителям, например, маленьких городов, где на рынке управления жилищным фондом нет конкуренции?

Андрей Чибис: Там ответственность за управление берет на себя публичная власть через муниципальные управляющие компании. Мы считаем, что в малых городах, да и крупных тоже ничего плохого нет в том, что одним из конкурентов на рынке будет муниципальная УК. Но если собственники хотят другую, если на рынке присутствуют другие управляющие компании прекрасно конкурируйте за право управлением домом, предлагайте свои услуги.

Россия - не новичок в этой области. В Польше, например, управляющие компании получили лицензии еще в 90-е годы прошлого века. Лицензирование там было отменено лишь с января 2014 года, когда рынок уже устоялся, все привыкли качественно работать. И поляки сейчас говорят, у нас нет проблем на рынке управления жильем. Тоже самое должно произойти и у нас: мы должны получить честное и прозрачное управление жильем. Бизнес, через который проходит более триллиона рублей ежегодно, не может быть не интересным.

О том, какие еще испытания ждут впереди работников ЖКХ, читайте в ближайших номерах "РГ"