Как отмечалось на конференции по этим вопросам, такая мера необходима для ценовой демонополизации этого сегмента рынка, где расценки фактически определяют три крупные компании - основные производители СУГ ("Газпром", НОВАТЭК и "Сибур").
Стимулирование биржевой торговли продуктами переработки нефти и газа с целью ценовой демонополизации рынка этих товаров началось с июля 2013 г., с вводом в действие совместного приказа ФАС и минэнерго по обязательной биржевой торговле нефтепродуктами. Игроки этого сегмента рынка должны продавать за месяц на бирже 10% объема производства бензинов, 5% - дизтоплива, 10% - авиакеросина и 2% - мазута. Объем биржевых торгов этими нефтепродуктами в 2013 году достиг 14,5 млн т.
Что касается включения СУГ в эту систему, для смеси пропана и бутана технических, пропана технического и бутана технического, которые потребляются для бытовых нужд, а также для пропана-бутана автомобильного и пропана автомобильного, используемых в качестве газомоторного топлива, минэнерго предлагает ввести долю биржевой торговли в 5% от среднемесячного объема производства. А ФАС предлагает расширить этот ассортимент продукцией среднего нефтегазохимического передела, которая используется для выработки газохимических продуктов высокого передела. Причем долю биржевых продаж по СУГ предлагается ввести в размере 10% от среднемесячного производства СУГ для газомоторного топлива; по 5% - по СУГ для бытовых нужд и сырья для нефтегазохимии.
Среднегодовое производство СУГ в России достигает почти 12 млн тонн, из них 3 млн тонн направляется на экспорт. Но, по многим прогнозам, экспорт в ближайшие годы будет расти быстрее, чем внутреннее производство, ввиду недостаточно высокого спроса на готовую продукцию нефтегазохимии в РФ и слабой конкурентной среды в этой комплексной отрасли. Эти факторы связаны также с удлинением сроков строительства ряда нефтегазохимических кластеров в стране. Как следствие, полуфабрикаты этой отрасли "устремляются" на внешний рынок.
Но главные игроки этого рынка по-прежнему против обязательных биржевых продаж СУГ. Они апеллируют к сезонной неравномерности внутреннего спроса на эту продукцию, а также к проблемам, сохраняющимся в секторах идентификации продукции, ее перевозок, хранения и сбыта. Поэтому затягивается ввод в действие норм минимальных объемов сбыта этой продукции на биржах, предварительно запланированный на летний период-2014.
"В сегменте СУГ для химпрома пока немного игроков, - уточнил "РБГ" директор управления контроля ТЭК в ФАС Дмитрий Манохин. - Но при продаже СУГ на бирже цена не может быть признана монопольной". При этом, как отмечалось на форуме, уже немало "сигналов" о недовольстве покупателей СУГ монопольными ценами основных производителей.
"Биржевая торговля СУГ повысит прозрачность этого рынка, - пояснил "РГБ" Валерий Язев, первый зампредседателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, - и позволит сформировать в России объективный индикатор рыночных цен на СУГ. Биржевая реализация сжиженных углеводородных газов поспособствует также расширению географии их продаж".
Окончательное решение по конкретным объемам биржевого сбыта СУГ намечено принять к сентябрю 2014 года.