22.07.2014 16:16
    Поделиться

    Регионы ЦФО вынуждены сокращать дорожные программы

    Из-за недофинансирования дорожных фондов ряд регионов ЦФО вынуждены сократить программы работ
    В России снизились поступления акцизов на нефтепродукты, которые на 80 процентов формируют дорожные фонды регионов. Это обстоятельство поставило власти ряда субъектов Федерации перед выбором: либо изыскивать дополнительные внутренние резервы для выполнения отраслевых планов, либо сокращать дорожные программы.

    Недостаток денег, по мнению специалистов, связан с введением нового технического регламента Таможенного союза. В соответствии с ним в прошлом году в России прекратился оборот бензина и дизельного топлива классом ниже "Евро-3". Акцизы на запрещенное топливо гораздо выше, чем на высококачественное, так что их общий объем, разумеется, сократился. Правительство рассматривает вопрос о компенсации потерь - по одному из вариантов, за счет налога на добычу полезных ископаемых, но решение пока не принято.

    Между тем в 2013-2022 годах темпы дорожного строительства в стране должны удвоиться. В соответствии с поручением президента за это время необходимо построить около 50 тысяч километров автодорог, в том числе федеральных - 7,6 тысячи, региональных и муниципальных - 42. Выполнить поставленную задачу в прошлом году регионы не сумели: в 2013-м введено в эксплуатацию 2,3 тысячи километров региональных дорог, что на 40 процентов меньше необходимого. В число отстающих попали сразу несколько регионов ЦФО: Ивановская, Липецкая, Рязанская, Тверская, Тульская области. И везде жалуются на нехватку средств.

    Смоленская область

    На Смоленщине, как сообщил начальник регионального департамента по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству Владимир Шукалов, в 2013-м было отремонтировано около 80 километров автодорог. О строительстве новых магистралей в регионе не думают:

    - Обладая компактной территорией, Смоленская область отличается протяженной сетью автодорог - свыше 8,3 тысячи километров, - говорит Владимир Шукалов. - Самым тяжелым для отрасли был период с 2005-го по 2011 годы. Тогда дорожный фонд не формировался, было финансирование по остаточному принципу, мизерный объем ремонтов, полный износ техники... С возрождением дорфондов финансирование увеличилось в разы, стало возможно планировать ремонтные работы, оснащать предприятия современным оборудованием, внедрять новые технологии. В этом году на ремонт дорожной сети планировалось направить 744 миллиона рублей, 1,3 миллиарда - на содержание. На строительство выделяются минимальные средства, поскольку главная для нас беда - не отсутствие дорог, а их износ. Возводили эти дороги десятки лет назад с расчетом на автомобили, которые не идут ни в какое сравнение с современными. Нагрузка с тех пор возросла в разы и каждый год увеличивается почти на 15 процентов.

    Между тем в связи с создавшимся положением власти Смоленской области намерены сократить объем дорожного фонда на 600-800 миллионов рублей. Утвержденный в региональном бюджете объем дорфонда составляет 3,94 миллиарда. Это меньше, чем в предыдущие годы (в 2012-м в "копилке" собрали 4,17 миллиарда, в 2013-м - 4,6), но в обладминистрации пришли к выводу, что и эту сумму получить вряд ли удастся.

    - Проблема уже поднималась в минфине РФ и касается не только Смоленской области, - сообщил вице-губернатор Игорь Скобелев. - Основным источником формирования дорожного фонда являются акцизы на нефтепродукты. Проанализировав темпы их поступления в первом полугодии, можно предположить, что реальный объем акцизов окажется на 600-800 миллионов рублей меньше планового.

    Складывается тревожная ситуация. Если оставить все, как есть, и приступить к реализации намеченных дорожных работ, может оказаться, что рассчитаться с некоторыми подрядчиками в итоге будет просто нечем. Усложняет положение и появившееся новшество - муниципальные дорожные фонды, в которые направляют 10 процентов от объема поступивших в регион акцизов. В районах Смоленщины есть собственные программы дорожных работ, исполнение которых также оказалось под угрозой. В этой связи власти приняли решение сократить запланированный объем дорожного фонда, внести коррективы в ремонтную программу и дать соответствующие рекомендации органам местного самоуправления.

    Костромская область

    На распутье оказались и власти Костромской области, которым, вероятно, придется сократить и без того скромную региональную программу строительства и ремонта дорог. Здесь новость о возможном уменьшении поступлений в дорфонд встретили настороженно: "Куда дальше снижать? И так занимаемся лишь ямочным ремонтом, то есть латаем дыры".

    Автомобилисты, въезжающие в Костромскую область, нередко язвят: "Состояние дорог такое, будто их не чинили со времен Ивана Сусанина". Эта шутка недалека от истины. Глубина ям на отдельных участках достигает 50 сантиметров. Попавшие в них авто нередко оказываются в кюветах с вырванными шаровыми опорами. В минувшем году прокуратура признала 13 улиц Костромы опасными для передвижения водителей и пешеходов, потребовав от властей немедленного ремонта.

    Акцизы на топливо класса ниже "Евро-3" гораздо выше, чем на высокооктановое, поэтому общий объем поступлений сократился

    Еще одна деталь: в последние годы Костромскую область облюбовали джиперы - в качестве места проведения экстремальных гонок по бездорожью "Сусанин Трофи" и "Полная Чухлома". Благо, мест для проведения состязаний специально искать не надо. По данным ОГУ "Костромаавтодор", из 4000 километров областных дорог свыше 3500 не отвечают нормативным требованиям. Это 87,4 процента от общей протяженности всех трасс региона. При этом 1,6 тысячи километров - 39,8 процента - требуют капремонта.

    В феврале 2014-го обладминистрация приняла программу развития транспортной системы региона, рассчитанную на три года. Согласно документу, к 2016-му доля автодорог, не отвечающих нормативным требованиям, должна снизиться до 78,2 процента. За этот период дорожники надеялись отремонтировать более 50 километров автомагистралей, привести в порядок находящиеся на них мосты, построить семь километров трасс и снизить аварийность по причине плохих дорожных условий на пять процентов к уровню 2013-го. Всего на эти цели планировали потратить свыше пяти миллиардов рублей. Однако теперь даже этим весьма скромным планам, вероятно, не суждено сбыться.

    На 1 июня текущего года областной бюджет оказался исполнен с дефицитом 339 миллионов рублей. При этом госдолг превысил 11,8 миллиарда, достигнув планки почти в 90 процентов от собственных доходов региона.

    - По сравнению с другими регионами, ситуация с бюджетом у нас не самая плохая, но, к сожалению, на плановые показатели мы не вышли. Это, прежде всего, ситуация по акцизам на горюче-смазочные материалы. В федеральной налоговой службе признали, что просчитались, не предвосхитив, что все массово начнут переходить на высокооктановое топливо, тогда как ставка акцизов по нему ниже, - сообщил первый вице-губернатор Костромской области Иван Корсун.

    Размер дорожного фонда Костромской области на текущий год составляет 1,99 миллиарда рублей, из них 1,46 миллиарда - это поступления от акцизов на нефтепродукты, 399 миллионов - транспортный налог и 132 - прочие доходы. Львиная доля суммы - 1,2 миллиарда - это стоимость текущего содержания и зимней уборки дорог. Около 10 процентов средств дорожного фонда должно было уйти в виде субсидий муниципалитетам на программы ремонта местных трасс. На ремонты заложено чуть менее 200 миллионов, на строительство и реконструкцию - лишь 88. Около 50 миллионов хотели потратить на приобретение техники. При этом власти уточняют, что им необходимо дополнительно изыскать в бюджете 264 миллиона рублей. Это задолженность перед подрядными организациями дорожной отрасли, не оплаченная с 2013 года.

    Как пояснил корреспонденту "РГ" председатель бюджетного комитета облдумы Олег Скобелкин, региональная составляющая дорожного фонда (транспортный налог) собирается хорошо, а вот прогнозы о поступлениях из федеральной части (акцизов на прямогонный бензин) не оправдали ожиданий.

    - Минфин начал морально готовить регионы, что скоро будет денег поменьше. Но пока мы не знаем, на какую именно сумму придется секвестировать программу дорожных работ, - сообщил Олег Скобелкин.

    По данным региональных властей, в ближайшее время правительство РФ приступит к распределению 150 миллиардов бюджетных кредитов и 50 миллиардов дотаций. После этого станет окончательно ясно, какие из программ Кострома сможет профинансировать, а какие придется свернуть. В любом случае очевидно, что решение о судьбе костромских дорог депутатам придется принимать уже в сентябре, после возвращения Думы с летних каникул.

    Рязанская область

    Между тем в Рязани сокращать отраслевые программы пока не намерены, а в качестве одного из резервов называют увеличение собираемости транспортного налога. В прошлом году рост его поступлений составил 24 процента.

    - Мы изыскиваем внутренние ресурсы, чтобы дорожные фонды не уменьшились - иначе не решить поставленные губернатором задачи, - поясняет замминистра экономразвития и торговли региона Ирина Полозова. - Собственно, вектор на снижение выпуска низкокачественного бензина и дизтоплива социально оправдан. Это сделано для улучшения экологической обстановки, и, вероятно, структура производства и потребления и дальше будет меняться в этом направлении. Но мы, как и все регионы, испытываем некоторые затруднения. Кроме того, на наш взгляд, система перераспределения акцизов несколько несовершенна, поскольку не учитывает экологическую нагрузку региона, на территории которого работает нефтезавод.

    Речь идет об одном из крупнейших в стране НПЗ. Как пояснили в региональном минэкономразвития, акцизы от производства автомобильного топлива со всей страны поступают в казначейство в Смоленск, а затем путем определения коэффициентов распределяются всем субъектам Федерации. Проверить справедливость расчетов на региональном уровне невозможно - это делает минфин РФ.

    - Норматив для Рязанской области достаточно низок и почему-то все время становится меньше, - сетует Ирина Полозова. - За последние три года он упал на 0,11 процента, но в цифрах это сотни миллионов рублей.

    Интересно, что рязанские чиновники не склонны напрямую связывать уменьшение отчислений с переходом на более высококачественное топливо. Так, в этом году пресловутый коэффициент как раз остановился на прошлогоднем уровне. К тому же, как пояснили в правительстве региона, три последние года акцизы неоднократно индексировали. И сейчас выросшие ставки на высокооктановое топливо практически сравнялись с теми, что до индексации были на низкокачественный бензин. "Проблема в механизме распределения, - уверены рязанские специалисты. - Если сравнить темпы роста акцизных ставок и темпы роста поступлений, то первые за три года выросли в среднем на 50 процентов, а вторые - на 25".

    - Если бы нам изменили коэффициент и дали бы преференции как региону, имеющему свое производство, мы бы сейчас и не почувствовали этой структурной перестановки, - поясняет Ирина Полозова.

    К слову, к нефтеперерабатывающему заводу у властей претензий нет: он и большую социальную миссию выполняет, и налоги платит. Но экология есть экология, бывают и ЧП. Так, в этом году на НПЗ случился крупный пожар, который имел не только экономические, но и экологические последствия.

    Поделиться