Госдуме предложен на рассмотрение законопроект, вносящий изменения в Закон "О воинской обязанности и военной службе". Речь идет о возможности заключать студентам вузов контракты с Министерством обороны и обучаться на военных кафедрах, скажем, не искусству командования и управления воинскими подразделениями, что должны уметь офицеры, а другим, не менее важным на войне специальностям - скажем, механиков-водителей, наводчиков-операторов, операторов всевозможных электронных и электронно-вычислительных систем. Да мало ли еще в современных Вооруженных силах есть специфических профессий, которые требуют весьма конкретных и глубоких знаний и навыков, но которые при этом не дают права на офицерские звездочки? Ведь порой иной автослесарь знает про устройство трансмиссии или электросхемы танка лучше своего командира роты. И то верно - ротному надо думать о том, как эти танки в бой вести, а не помнить про то, какую гайку и где надо вовремя довернуть.
Смысл законопроекта, с одной стороны, - в значительной либерализации военно-мобилизационной подготовки, с другой - в потенциальном расширении численности качественно обученных кадров рядового и младшего командного состава.
Судите сами. Сейчас, если студент решает обучаться на военной кафедре, то он автоматически соглашается на офицерскую должность. А это значит, что однажды он может оказаться на несколько лет в войсках, причем - "куда пошлют", и при этом придется лично отвечать как минимум за десяток 18-летних мальчишек. Не всегда, заметим, послушных. А без военной кафедры придется, возможно, год отслужить солдатом. Вот и выбирай.
И теперь этот выбор предложили разнообразить. Можно пойти не просто солдатом и окунуться, например, в совершенно неинтересную тебе сферу деятельности. Сейчас, если парень учится в строительном институте, то совсем не обязательно его могут отправить служить в такую же строительную, инженерную или, скажем, железнодорожную часть - что близко по изучаемой специальности. Тут уж все зависит от разнарядки, присланной в местный военкомат. И отправят молодца, допустим, в охранную роту ПВО, морскую пехоту или в погранвойска, что тоже почетно.
Но если у него есть контракт с минобороны, то, как ни крути, он на военной службе займет только ту должность и место, которое четко прописано в документе. Причем при успешном завершении обучения на военной кафедре, военком присваивает выпускнику звание сержанта или старшины запаса, что должно быть тоже записано в военном билете. А украшенные "лычками" погоны - всегда важный психологический фактор при появлении в воинском коллективе.
И так же будет при возможных военных сборах, переподготовках и прочих "мобилизациях". Коль записано, что он - механик гусеничного мостоукладчика, оператор радиолокационной станции дальнего оповещения, фельдшер полевого госпиталя или, скажем, ветеринар кинологического подразделения, значит, так тому и быть, его уже не пошлют в мотострелки или саперы. В общем, гарантия вполне предсказуемой службы и, что важно, без отрыва от основной профессии. Есть даже возможность повысить свой профессиональный уровень, ведь иные военные технологии традиционно опережают гражданские.
Опять же, если у человека что-то не заладилось в гражданской жизни, он сможет претендовать на уже оговоренную в контракте должность в армии или на флоте - со всеми причитающимися контрактнику преференциями.
Справка "РГ"
Предполагается, что после внесения изменений в Закон "О воинской обязанности и военной службе", на 68 военных кафедрах при федеральных вузах будет набрано на обучение по программам военной подготовки 53,3 тысячи человек. В том числе по программам подготовки офицеров запаса - 10,6 тысячи человек (срок обучения - 2,5 года), сержантов (старшин) запаса - 15 тысяч человек (срок обучения - 2 года), солдат (матросов) запаса - 27,7 тысячи человек (срок обучения - 1,5 года).