Новости

22.07.2014 00:40
Рубрика: Экономика

Пряник за технологии

Модернизировать предприятия станет выгодно

Ринат Гизатулин, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ

Госдума приняла закон о модернизации предприятий за счет новой системы нормирования. Многих интересует, как будет происходить перевооружение предприятий и есть ли какие-то существенные риски для бизнеса.

Прежде всего должен сказать, что модернизация предприятий будет проводиться поэтапно. Для этого будут утверждаться специальные программы повышения экологической эффективности. В них войдут прежде всего мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению объектов с указанием сроков их выполнения, объем и источники финансирования.

Каждая из программ будет разрабатываться на конкретный срок без возможности продления. В среднем реализация таких программ будет рассчитана на период до семи лет. Что же касается градообразующих и стратегических предприятий, то для них этот срок будет увеличен до 14 лет.

При этом проектирование и строительство новых объектов также должны будут соответствовать требованиям, предъявляемым к модернизируемым предприятиям. Соответственно, в случае превышения технологических показателей по наилучшим доступным технологиям (НДТ), такое предприятие не будет введено в эксплуатацию.

Мы понимаем, что предприятиям необходимо время на модернизацию. Это учтено в законе, который предусматривает поэтапный переход на новую систему экологического регулирования, все принятые законом решения - отсроченные.

Переход будет проходить в несколько этапов. Первый полностью зависит от органов власти, так как он включает издание всех подзаконных актов, публикацию справочников НДТ и введение механизмов экономического стимулирования. Этот этап планируется завершить в 2015-2018 годах.

Вначале мы планируем приступить к реализации пилотных проектов. В них будут задействованы почти 300 крупнейших "загрязнителей", а также все новые предприятия и компании, выразившие желание участвовать. На них к 2019-2022 годам будет осуществлен переход на комплексные экологические разрешения, предполагающие нормирование на основе НДТ. В этот период параллельно произойдет промежуточное увеличение коэффициентов платы.

Затем переход на НДТ будет распространен на все предприятия, это займет около десяти лет - до 2030 года. В это время произойдет увеличение коэффициентов платы до уровня, сопоставимого со стоимостью экологических мероприятий по снижению уровня загрязнений.

С 2030 года займемся непосредственным контролем выполнения наших программ.

- Для предприятий предусматриваются "кнуты" и "пряники"?

- Для стимулирования модернизации предусмотрены как льготные механизмы, так и соответствующие санкции. То есть мы вводим возмещение процентной ставки по инвестиционному кредиту в счет налога на прибыль, ускоренную амортизацию оборудования НДТ, зачет платы в счет инвестиций, снижение платы за негативное воздействие после внедрения НДТ. С другой стороны, мы будем увеличивать платежи до размеров, сопоставимых с затратами на очистку выбросов, сбросов, если технологические нормативы не будут достигнуты. Мы планируем вводить новые составы административных правонарушений, увеличивать размеры штрафов. При этом в случае отставания по технологическим нормативам повышающие коэффициенты платы будут серьезно увеличены.

Что касается рисков, то главным из них должно стать именно невыполнение установленных законом требований. Законопроект до его принятия долго и всесторонне обсуждался с бизнес-сообществом. По ряду вопросов удалось прийти к компромиссному варианту, в котором риски невыполнения законодательных требований по объективным причинам минимизированы. Поэтому считаю, что документ - это идеальная возможность для предприятий модернизировать свои основные фонды с выгодой для себя.

- Службы мониторинга минприроды выявили на территории России более 300 "горячих точек", где накопленный экологический ущерб представляет серьезную опасность для территории. Кто должен заниматься комплексной уборкой территорий?

- Основная проблема связана с отсутствием собственника накопленных отходов и в большинстве случаев - отсутствием экономически эффективных технологий утилизации загрязнений. Как правило, субъекты РФ не реализуют специальные программы, целью которых могла бы стать организация работ по ликвидации накопленного экологического ущерба. Хотя есть и исключения. К примеру, в Рязанской, Свердловской областях, Хабаровском крае и еще в нескольких регионах предусмотрены специальные мероприятия, связанные с проведением инвентаризации таких объектов. Отрабатываются локальные проекты по экологической реабилитации территорий, подверженных негативному влиянию прошлого экологического ущерба. Но таких примеров крайне мало. Часто причиной становится ограниченный объем средств, выделяемых из бюджета и не рассчитанных на проведение всего комплекса ликвидационных и восстановительных работ.

На мой взгляд, проблему ликвидации накопленного экологического ущерба можно было бы решить, предусмотрев финансирование мероприятий по ликвидации "горячих точек" как из средств федерального бюджета (это около 60%), средств консолидированных бюджетов и внебюджетных источников.

- Сейчас готовится ФЦП "Ликвидация накопленного экологического ущерба", рассчитанная на 2015-2026 годы, она сможет решить накопившиеся проблемы?

- Мы предлагаем реализовать 191 проект, а это больше половины от общего числа "горячих" экологических точек, выявленных по результатам инвентаризации. Отбор наиболее значимых проектов позволит обеспечить ликвидацию 84% от общего объема отходов и иных загрязнений накопленного экологического ущерба, а также обеспечить экологическую реабилитацию 73% территорий, подверженных негативному воздействию накопленного экологического ущерба. Рассчитываем, что реализация этих проектов позволит улучшить экологические условия проживания для более 14 млн человек.

- Планируется ли закрытие и рекультивация свалок на территории Крыма и Севастополя?

- Да, эти регионы начнут участвовать в программе уже в этом году. Соответствующий проект распоряжения правительства РФ подготовлен и сейчас проходит согласование.

Прежде всего нужно провести инвентаризацию объектов размещения отходов и несанкционированных свалок на территории Республики Крым и Севастополя. Нам необходимо сначала определить масштаб проблемы. Далее мы будем закрывать и рекультивировать объекты размещения отходов, требующих принятия неотложных мер. Есть уже известные нам "горячие точки", которые сразу вошли в программу. Это, например, рекультивация полигона твердых бытовых отходов в п. Гаспра Ялтинского района, на которую планируется выделение 50 млн рублей из федерального бюджета.

- Госдума приняла закон о запрете строительства и реконструкции объектов на Байкале. Теперь обязательным условием для застройщика является положительное заключение государственной экологической экспертизы. Не отпугнет ли эта мера отдыхающих, которым негде будет остановиться?

- Проведение экологической экспертизы по всем проектам намечаемого строительства было обязательным до 2007 года, и не только на Байкале. Поэтому здесь уместнее говорить о восстановлении самого института государственной экологической экспертизы, а не о введении радикально нового условия ее работы.

Восстановление института госэкоэкспертизы для проектов в пределах Байкальской природной территории особенно актуально в связи с особым статусом этой территории как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

Проведение экспертизы станет инструментом предупредительного контроля, позволяющим минимизировать, а часто полностью предотвратить любые возможные негативные воздействия еще на стадии планирования.

Не следует рассматривать проведение ГЭЭ как запретительную меру. Ее задача - улучшить экологическую обеспеченность принимаемых проектных решений. Кроме того, она не повлияет на развитие "цивилизованного" туризма на Байкале. В то время как массовый стихийный туризм становится причиной захламления побережья озера Байкал. Образование несанкционированных мест размещения отходов, в свою очередь, возвращает нас к проблеме их утилизации.

- Какие-то еще изменения планируются в отношении института госэкоэкспертизы?

- С 2018 года перечень объектов государственной экологической экспертизы будет дополнен проектной документацией строительства, реконструкции объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду.

Процесс оценки соответствия проектной документации экологическим требованиям будет упрощен: мы планируем полностью исключить дублирование функций ГЭЭ и градостроительной экспертизы. Таким образом, объектам, подлежащим ГЭЭ, не нужно будет получать дополнительную экологическую оценку градостроительной экспертизы.

В начале июля этого года мы обсуждали с Общественным советом при минприроды внедрение стратегической экологической оценки (СЭО), оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности (ОВОС) и государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).

В случае их внедрения будут внесены изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", сформирована целостная система экологической оценки.

Это все долгоиграющие планы. Для их реализации в первую очередь необходимо гармонизировать законодательство в области ОВОС и ГЭЭ с Конвенцией Эспо и Протоколом по стратегической экологической оценке. Далее разграничить сферы ответственности ГЭЭ и градостроительной экспертизы, уточнить процедуры ОВОС.

Предстоит большая работа.

- Для мегаполисов одним из самых больных вопросов является загрязнение воздуха от автотранспорта. Вы предлагаете использовать механизм экологической маркировки автомобилей. Для чего она нужна?

- Сегодня, по экспертным оценкам, суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух автотранспортом только в Москве составляет более 1 млн тонн в год. Уровень загрязнения воздуха очень высок именно вблизи автомагистралей. Именно поэтому минприроды готовит предложения по внедрению в России системы "экомаркировки" автотранспортных средств. Ее использование в дальнейшем сможет способствовать снижению негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, климат и здоровье населения.

В основе нашей инициативы отечественные и мировые исследования, передовой зарубежный опыт. В работе будем ориентироваться на нормативную базу стран с высоким уровнем автомобилизации. Сейчас автомобильная экологическая маркировка широко используется, например, в Германии и пропагандируется международными организациями - ПРООН, ЮНЕП, ГЭФ и др.

Пока это только научное исследование, но в начале следующего года, скорее всего, появятся поправки в закон об атмосферном воздухе.

- Минприроды разрабатывает законопроект об экологическом аудите. Планируется ли его сделать обязательным для всех организаций?

- Да, мы планируем разработать этот законопроект до конца года. Сама идея вызывает много споров, поэтому концепция документа разрабатывается с привлечением экспертов и общественных организаций, в том числе в рамках заседаний общественного совета при минприроды.

В сегодняшней версии законопроект предусматривает обязательное проведение экологического аудита в ряде случаев - при осуществлении обезвреживания, размещения отходов I-IV классов опасности. А также при выполнении планов снижения выбросов и сбросов, включая внедрение наилучших доступных технологий; при реализации проектов восстановительных работ и мероприятий специальных экологических программ по реабилитации радиационно загрязненных участков территорий.

Хотим добиться проведения независимой и профессиональной оценки разрешительных и иных документов в области охраны окружающей среды, снизить административные барьеры. На самом деле проведение компаниями экологического аудита в добровольном порядке предоставит им целый ряд преимуществ. Так, экоаудит позволит минимизировать количество проверок экологических надзорных органов, повысить инвестиционную привлекательность предприятия. И позволит им позиционировать себя с позиции социально ответственного бизнеса.

Экономика Отрасли Промышленность Общество Экология Правительство Минприроды Законодательная власть Госдума Бизнес - Главное
Добавьте RG.RU 
в избранные источники