Когда ребенка надо спасать от смертельной угрозы, нет нужды заглядывать в графу его национальности, убежден уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. В среду обмбудсмен рассказал журналистам, как проходит эвакуация российских и украинских детей из зоны боевых действий на юго-востоке Украины.
Только за три последних дня службе уполномоченного удалось с помощью волонтеров вывезти из-под бомбежек в Россию 8 украинских детей, младшему из которых, Саше, - всего 4 дня от роду. Сводки о прибывающих из Украины семьях с детьми Астахов получает ежедневно из 60 российских регионов, принимающих этих людей. По этим данным, оформили статус беженцев и вынужденных переселенцев 201 426 человек, из которых 28 741 ребенок. Нашли убежище в России 518 беременных украинских женщин, и 62 малыша уже родились на российской земле. Еще 563 ребенка-сироты спаслись от войны вместе со своими приемными родителями, - это воспитанники семейных детдомов.
Дети, которым требуется медицинская помощь, и дети-сироты, - это особенно больная тема для российского омбудсмена. По данным Астахова, в 61 сиротском учреждении, находящемся на территории боевых действий, до сих пор остаются 1 223 ребенка, в том числе 220 воспитанников специализированных детдомов и домов ребенка для тяжело больных детей.
"Все это дети, которых нужно срочно эвакуировать, - заявил Астахов. - Для нас, по большому счету, не имеет значения, куда их вывезут, лишь бы вывезли от войны. Если их примут в Польше или Германии - замечательно. Мы со своей стороны говорим, что мы готовы их принять, только и всего. Чего нас обвинять, что мы похищаем детей?"
А такие обвинения, по его словам, звучали. Украинские власти требовали от России прекратить "незаконный вывоз" детей-сирот из Донбасса. Просили "не впускать" на нашу территорию детей-сирот и украинские правозащитники. Хотя, как сказал уполномоченный, сирот Россия у Украины не похищает. Он напомнил, что когда воспитатели детского дома из города Снежного решили увезти от войны 14 своих воспитанников в Донецк Ростовской области, все они были возвращены на родину.
"Мы еще и их доставку туда организовали", - заметил Астахов.
Характеризуя оценку ситуации на юго-востоке Украины со стороны мировых правозащиников, Павел Астахов сказал, что сообщество находится сейчас в глубоком кризисе. Ни одна авторитетная международная организация не прикладывает никаких адекватных усилий по защите прав жителей украинского юго-востока, уверен Астахов. Исключение составляет Красный Крест. Как сказали Астахову в российском отделении этой мощной международной организации, проблема еще и в их компетенции: чтобы, допустим, создать гуманитарный коридор для беженцев, требуется согласие всех сторон конфликта. Если власти Донецкой и Луганской республик, - пусть и самопровозглашенных, - говорят "да", то официальный Киев такого согласия не дает.
"Был бы я украинским уполномоченным по правам ребенка, - сказал Павел Астахов, - пришел бы к своему президенту, пристегнулся бы к его руке, а ключ бы от них проглотил. И не отстегивался бы, пока он не примет правильное решение".