В Москве оперативники задержали оружейного дилера

Беспрецедентный "улов" попался сотрудникам московской полиции. Оперативники уголовного розыска при поддержке бойцов Центра специального назначения полиции Москвы задержали оружейного дилера. У 30-летнего жителя Подмосковья обнаружили 15 револьверов и 3 тысячи патронов. За этот арсенал он планировал выручить 380 тысяч рублей.

Револьверы "Экол-питон-3" под патрон Флобера калибра 4 мм могли попасть в Россию только одним путем - контрабандным. И, скорее всего, с Украины - там это оружие продается без лицензии наравне с пневматическим. Но у нас оно считается огнестрельным, причем - короткоствольным и не относится к разряду травматического. В общем, - нельзя.

Эксперты МВД рассказали корреспонденту "РГ" суть коллизии. Дело в том, что патрон Флобера считается очень маломощным, сравнимым с пневматикой. Дело в том, что патрон кольцевого воспламенения и в нем отсутствует порох - пуля вылетает за счет энергии сгорания капсюля. Но пуля здесь - не резиновая, как в "травматике", а свинцовая, более тяжелая. А добавить в гильзу порох, чтобы в разы увеличить мощность выстрела, наши умельцы сумеют запросто. Причем конструкция револьвера вполне выдержит усиленную нагрузку - нарезной ствол и барабан изготовлены из качественной оружейной стали. Чуть-чуть технической фантазии и умения - и у вас в руках окажется почти бесшумный малокалиберный револьвер, обладающий высокой надежностью и, что важно, большой точностью стрельбы. Следователи сейчас выясняют, был ли это целенаправленный заказ какой-то криминальной группировки, или же дилер действовал на свой страх и риск. Но очевидно, что "черный" рынок огнестрельного оружия все еще существует.

По данным "РГ", в розыске находится около 200 тысяч единиц оружия, из которых почти 70 тысяч - нарезных. Картотека утраченного или похищенного оружия ведется с 1947 года. С тех пор было найдено свыше 150 тысяч различных стволов. Но это только то, что объявлено в розыск официально. По оценкам же экспертов, на руках у населения подпольного оружия втрое больше.

Львиная доля оружия растворилась в "народных" тайниках в период распада Советского Союза, особенно в зонах локальных конфликтов. Именно тогда, считают в МВД, у бандитов в большом количестве появились не только пистолеты, но и автоматы, пулеметы, гранатометы, взрывчатка. По сути, преступные группировки превратились в маленькие армии.

Вооружают преступников и "народные умельцы", которые переделывают газовые и пневматические пистолеты в боевые, изготавливают хитроумные взрывные устройства. Именно из переделанных стволов было совершено большинство заказных убийств.

Еще один "неиссякаемый источник" левого оружия - так называемые "черные копатели". Доходит даже до того, что торговлей найденными и отреставрированными стволами занимаются иные патриотические организации, которые официально должны заниматься захоронением павших в Великую Отечественную воинами.

Аналитики МВД считают, что на полях былых сражений лежат еще сотни тысяч единиц самого разного оружия и боеприпасов - от пистолетов до снарядов. Полностью учесть и посчитать это "добро" невозможно. Особенно - немецкое оружие. Которое, кстати, изготовлено из более качественного металла и быстрее поддается реставрации. Хорошо еще, если трофейный "Вальтер", ТТ или пистолет-пулемет попадут к какому-нибудь тайному коллекционеру и останутся мирно храниться в подпольном домашнем музейчике.

Но нередко раритеты приобретают бандиты. И тогда звучит настоящее "эхо войны" - старое оружие стреляет вновь. Кроме престарелых стволов с патронами в криминальную продажу идут гранаты, мины, выплавленная из снарядов взрывчатка. Иные мастера из нескольких старых боеприпасов изготавливают новые, вполне современные и более мощные взрывные устройства.

Поэтому оперативники нередко сами вылавливают в лесах, где шли тяжелые бои, криминальных археологов.

Но нужны более жесткие меры за такие археологические изыскания. Например, наказывать "черных копателей" так же строго, как и пособников террористов. Для этого требуются соответствующие законодательные акты. Например, за незаконный оборот оружия преступник может получить максимум 8 лет тюрьмы. И то, если от проданных стволов погибли люди, а преступление совершила организованная группа. Но, как сетуют полицейские, свыше 70 процентов "оружейников" получают условные сроки. Если же спрашивать с них по "террористическим" статьям - то наказание увеличивается в разы, а то и становится пожизненным. Ведь как бывает? Продал "копатель" мину времен войны, а на этой мине подорвался поезд. Копатель вроде бы ни причем - он, мол, не знал, как эта взрывчатка будет использована. И его судят только за незаконный оборот взрывчатки. Возможно, имеет смысл изменить статью - стимул к такой "археологии" заметно поубавится. Однако незаконно хранящееся в доме оружие - совсем не обязательно штраф или тюремный срок. "Левый" ствол можно превратить в вполне легальное денежное вознаграждение, если добровольно отнести его в полицию. В статье 222 Уголовного кодекса РФ говорится, что граждане, добровольно сдавшие оружие и боеприпасы, освобождаются от уголовной ответственности. Разумеется, при условии, что с применением этого оружия не было совершено преступление, тем более - убийство. Опять же, речь идет именно о добровольной сдаче, а не об изъятии или конфискации. Тут уже, как говорится, "светит" совсем другая статья.

Так, в год сдают примерно до двух десятков тысяч стволов по всей стране и до 400 тысяч различных боеприпасов - от патронов до артиллерийских снарядов и даже авиабомб. Размеры вознаграждения за сдаваемое вооружение устанавливаются властями субъектов Российской Федерации с учетом социально-экономических особенностей каждого региона и складывающейся оперативной обстановки.

Кстати

Многие региональные власти организуют добровольную сдачу оружия уже 17 лет, выделяя для этого целевое финансирование.

Например, в Республике Саха (Якутия) установлены такие тарифы: за гранатомет, миномет, пулемет - 25-50 МРОТ, автомат - от 20 до 40, винтовку, карабин, пистолет, револьвер - от 10 до 20, за снаряды, мины, гранаты - от 15 до 30, средство взрывания - от 5 до 10, взрывное устройство - от 20 до 40.

В Костромской области: за боевое оружие - 5000 рублей, охотничье оружие с нарезным стволом - 4000, охотничье гладкоствольное оружие - 2000 рублей, переделанное, самодельное - 1000 рублей, за изделия, содержащие взрывчатые вещества - 2500 рублей.

Например, жительница Северодвинска Архангельской области после смерти супруга обнаружила в его вещах нарезной пистолет Тульский Коровина 1927 года выпуска и 5 патронов калибра 6,35 мм. За сданное оружие женщине заплатили 4000 рублей. А жителю города Котлас за револьвер "Наган" и 11 патронов калибра 7,62 мм заплатили 4100 рублей. Оружие он нашел при ремонте полов в купленной незадолго до этого квартире.

Принимают оружие и определяют размер денежного вознаграждения специальные постоянно действующие комиссии в территориальных органах МВД России. В их состав входят сотрудники лицензионно-разрешительной работы, экспертно-криминалистических подразделений, службы вооружения и финансовой службы органов внутренних дел.

Сразу оговоримся - деньги за принесенное оружие выдают не сразу. По каждому экземпляру обязательно проводится криминалистическое исследование, проверка по федеральным базам данных. Нарезное огнестрельное оружие направляется на проведение контрольного отстрела и проверки по федеральной пулегильзотеке. Только после проведения всех необходимых проверок рассматривается вопрос о выплате денежного вознаграждения.