Как установило следствие, в течение трех с половиной лет с градообразующего предприятия в Краснотурьинске было тайком вывезено более 400 вагонов глинозема весом свыше 27 тысяч тонн. Сумма ущерба превысила 340 миллионов рублей.
О преступлении стало известно весной 2013 года, когда сотрудники дирекции по защите ресурсов БАЗа обнаружили на станции "Заводская" близ предприятия два вагона, груженных глиноземом. По документам отправителем груза значилась компания "Грузовой двор", с которой у завода не было никаких договоренностей на покупку и доставку сырья - только на подачу и уборку составов. Пикантность ситуации придавало то, что гендиректором организации значился депутат городской думы Краснотурьинска, который к тому же еще являлся сопредседателем "Комитета по спасению БАЗа".
Сотрудники службы безопасности обратились в полицию. Проведя проверку, правоохранители возбудили несколько уголовных дел. В Краснотурьинске прошли масштабные обыски, в которых участвовало два десятка оперативников и девять следователей. В итоге была установлена вся преступная схема: от факта хищения до конечных покупателей сырья, - сообщил "РГ" следователь отдела по борьбе с организованной преступностью ГСУ ГУ МВД по Свердловской области Константин Абраменков, который непосредственно вел дело.
По версии правоохранительных органов, незаконный вывоз глинозема с БАЗа организовал сотрудник отдела сбыта вместе с организацией "Грузовой двор". Компания перегоняла пустые составы с железнодорожного тупика через территорию предприятия на станцию "Заводская", заключив с
БАЗом договор на поставку и уборку вагонов. В момент, когда вагоны проходили по территории завода, их направляли на участок отгрузки готовой продукции, где тайком заполняли глиноземом.
В хищении были задействованы все участники технологического процесса: сотрудники, отвечавшие за прохождение вагонов через территорию завода, работники, занимающиеся погрузкой глинозема, и даже руководители ряда структурных подразделений БАЗа. Кто-то непосредственно участвовал в преступлении, кто-то за определенную плату закрывал глаза на происходящее. Благодаря этому злоумышленникам удавалось беспрепятственно вывозить глинозем с территории завода с января 2010 года по апрель 2013 года.
С завода вагоны прибывали на станцию, где сотрудники грузовой компании готовили фиктивные документы на сырье - его обозначали как известковый порошок и отправляли заказчикам. Благодаря данным, полученным от РЖД, следователи смогли установить всех конечных покупателей товара. Оказалось, что похищенная продукция отправлялась по всей России: в Москву, Санкт-Петербург, а также Московскую, Воронежскую, Новгородскую, Челябинскую области. Ее приобретали предприятия, производящие огнеупорный кирпич и другие стройматериалы. Причем, по цене гораздо ниже рыночной.
- Расследовать уголовное дело было непросто ввиду масштабов и экономической специфики преступления. Следственные действия проходили во всех регионах, где находились покупатели и фирмы-посредники, приобретавшие похищенный глинозем. Кроме того, подозреваемые оказывали огромное противодействие: они заранее договорились о линии защиты и давали ложные показания, стараясь увести следствие в сторону. Тем не менее удалось собрать все необходимые доказательства, - отмечает Константин Абраменков.
Примечательно, что вагоны с глиноземом вывозились с БАЗа в то самое время, когда градообразующее предприятие переживало трудные времена. В 2011-2012 годах собственник завода неоднократно заявлял, что собирается закрыть несколько цехов в связи с тем, что производство стало убыточным. Это стало причиной массовых протестов в моногороде Краснотурьинске: люди бастовали, добиваясь сохранения рабочих мест. Как известно, в организации забастовок участвовал не только профсоюз, но и "Комитет по спасению БАЗа", сопредседателем которого как раз был депутат гордумы, чья компания подозревается в хищении глинозема. Тогда в дело пришлось вмешаться региональным и федеральным властям: чтобы сохранить алюминиевое производство и избежать массовых увольнений, они добились снижения тарифов на электричество и тепло для БАЗа и предоставления ему крупного кредита на модернизацию.
В общей сложности в деле насчитывается более десяти фигурантов. Трое из них пошли на сотрудничество со следствием и полностью сознались в содеянном: начальник смены железнодорожного цеха, который давал команду загружать вагоны, а также две сотрудницы участка погрузки. В отношении них уголовные дела были выделены в отдельное производство и направлены в суд. Сейчас решается вопрос о передаче основного уголовного дела для завершения в СК в связи с тем, что в нем фигурирует "спецсубъект" (депутат гордумы Краснотурьинска).
Обвиняемым грозит до 10 лет лишения свободы и штраф до миллиона рублей за "кражу в особо крупном размере, совершенную организованной преступной группой" (п. а,б ч.4 ст. 158 УК). Впрочем, тем участникам преступления, которые пошли на сотрудничество со следствием, суд может смягчить наказание до 5 лет лишения свободы.
Следователи называют этот случай примечательным - на Среднем Урале крайне редко встречаются столь крупные хищения на промпредприятиях. Обычно органам приходится иметь дело с кражами в банковском секторе и IT-сфере.