Впервые собрав искушенную таллинскую публику десять лет назад, фестиваль превратился в одно из самых значительных культурных событий летнего сезона, куда приезжают зрители не только из Эстонии, но также из прибалтийских и скандинавских стран, России. По утверждению мэра Таллина Эдгара Сависаара, "теперь "Биргитта" - наша замечательная и яркая традиция". В этом году, помимо того, что фестиваль отметит собственный юбилей, участники и гости отпразднуют еще и 75-летие известного эстонского дирижера Эри Класа.
Программу фестиваля, как всегда, насыщенна и разнообразна. Ее откроет постановка "Мессы" Леонарда Бернстайна - мюзикла о молодежи, ищущей свой путь к вере и миру во время вьетнамской войны. Петербургский академический театр Леонида Якобсона представит свое видение "Спартака", одного из самых зрелищных и редко появляющихся на сцене балетов. Швейцарский оперный театр "Бьель Солотурн" и его международная труппа в сопровождении Таллинского камерного оркестра покажет комическую оперу Моцарта "Похищение из Сераля". Самой драматичной постановкой фестиваля станет опера Верди "Бал-маскарад", в которой режиссер московского театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман проводит параллели между историческими событиями и современным миром, полным лжи, лицемерия и войн.
Чтобы задать Дмитрию Бертману несколько вопросов, нам пришлось разыскать его в далекой Канаде, где он проводит свой отпуск.
Дмитрий, что значит для вас фестиваль "Биргитта", как часто вы и театр бывали на нем, с какими постановками?
Дмитрий Бертман: У нас с Таллином уже такие тесные отношения, что их можно назвать родственными. Мы привозили сюда "Пиковую даму" на фестиваль Георга Отса, "Аиду" в театр "Эстония", потом я поставил в "Эстонии" оперу Даргомыжского "Русалка". В 2005 году на фестивале "Биргитта" "Геликон" представлял "Диалоги кармелиток" Пуленка, в 2006 - "Милосердие Тита", "Аполлона и Гиацинта" и "Леди Макбет Мценского уезда", в 2009 - "Фальстафа" Верди и "Сибирь" Джордано, в 2011 году - "Русалку" Дворжака и "Кармен" Бизе.
Чем отличается "Биргитта" от "Дней оперы на Сааремаа", в которых ваш театр участвовал в позапрошлом году?
Дмитрий Бертман: Я считаю, что каждый оперный, театральный фестиваль имеет свое индивидуальное лицо. Потому их так много по всему миру, что устроители, отборщики, организаторы хотят сказать что-то свое.
Организатором "Дней оперы на Сааремаа" является крупнейшая в Эстонии государственная концертная организация в сфере классической музыки - Eesti Kontsert. Сааремаа - это фестиваль на острове, под открытым небом, в крепости Курессаар. В 2012 году мы там показали "Бориса Годунова" Модеста Мусоргского в редакции Дмитрия Шостаковича, комическую оперу Джоаккино Россини "Севильский цирюльник" и оперу современного американского композитора Джея Риза "Распутин".
"Биргитта" проходит в старом монастыре, в концертном зале фестиваля установлены комфортные кресла, возведена крыша. Оба фестиваля - это пример европейского опыта освоения и поиска новых пространств для показа оперных перформансов.
Эстонская пресса пишет, что вы и на это раз привезете в Таллин ведущих специалистов театра. Назовите, пожалуйста, имена.
Дмитрий Бертман: В этом году на фестивале мы представим премьеру сезона - оперу Джузеппе Верди "Бал-маскарад" с нашими ведущими солистами Еленой Михайленко, Ильей Говзичем, заслуженной артисткой РФ Ксенией Вязниковой, Алексеем Исаевыми, Лидией Светозаровой, Алексеем Дедовым. И на закрытии - концертную программу "КЛАСсная опера". Дирижером концерта будет Эри Клас - это наш подарок к юбилею маэстро.
С Эстонией у вас особые отношения, у вас есть высокие эстонские госнаграды. Что способствовало тому, что эта страна стала для вас и для театра такой близкой и понятной?
Дмитрий Бертман: Я дружу с театром "Эстония", мне очень приятно, что в 2007 году этот театр пригласил для постановки новой эстонской оперы режиссера из России - для меня это было странно, но интересно, почетно и ответственно. Я имею в виду оперу "Валленберг". Предложение сделали директор театра Пауль Химм и режиссера театра Неэме Кунингас, с которым мы учились в одной мастерской у одного педагога Георгия Павловича Ансимова.
Эстонские режиссеры и дирижеры Аарне Микк и Эри Клас много ставили в Москве, в Эстонии ставили московские режиссеры, в том числе Борис Покровский. Так что я думаю, что самая сильная дипломатическая связь между Эстонией и Россией - это опера. Президент Эстонии наградил меня за работу над этим спектаклем орденом "Крест Марьямаа" и Государственной премией Эстонии.
Потом у меня была постановка "Любви к трем апельсинам" в 2010, "Фауста" в 2012. "Евгений Онегин" был в Тарту в 2013 году. Эстонский тенор Март Мадисте пел в моей постановке "Сказок Гофмана" в Москве в 2013 году, после того, как мы с ним поработали в 2007 на сцене "Ванемуйне" в этом же спектакле.
В Эстонии особое отношение к оперному искусству - это не просто любовь, а поклонение и даже страсть.
"Биргитта" приурочена к юбилею Эри Класа. Какие эмоции это вызывает у вас?
Дмитрий Бертман: Мне всегда очень радостно сотрудничество с маэстро Эри Класом. А в юбилейные дни особенно. Перед нашей поездкой на "Биргитту" мы много встречались с Эри в Москве, готовили программу концерта, готовили юбилей. И надеюсь, что два оперных гала с участием солистов "Геликон-оперы" и эстонских звезд (Рауно Эльп, Прит Вольмер, Хэйли Вескус, Оливер Куусик, Мэрион Эльвила) станут отличным подарком к 75-летию выдающегося дирижера и художественного руководителя фестиваля "Биргитта" Эри Класа.