Андрей Владимирович, когда же появится эта чудо-квитанция?
Андрей Чибис: Минстрой выпустит ее уже на днях. Между тем мы не можем ее никому навязывать - это лишь рекомендация для самих жителей. Если собственники примут решение, например, заключить договор с ресурсоснабжающими организациями напрямую, то им, возможно, будет удобнее платить по разным квитанциям. Если же они доверяют управляющей компании, то единая платежка может стать отличным выходом из положения. Да и самим участникам рынка это выгодно, ведь собираемость платежей сразу вырастет в разы. Потому уверен, что в большинстве случаев будет приниматься именно такой единый платежный документ.
А его можно будет увидеть в новой информационной системе "ЖКХ"?
Чибис: Безусловно, и не только новую платежку. Там будет размещена вся необходимая информация для собственников жилья: кто его соседи, какая управляющая компания и ресурсоснабжающая организация, какие работы проведены, возможность организовать общее собрание жителей, отправить жалобу в Госжилинспекцию. Там же можно будет узнать, в каком состоянии дом, когда будет проводиться капремонт, какая плата за содержание и коммунальные услуги.
Сравнить с платой в соседних домах, чтобы, может быть, выбрать другую управляющую компанию. В электронном виде можно будет оплатить квитанцию независимо от того, в каком городе находишься. Запуск этой системы будет поэтапный. Не позднее мая 2015 года появится реестр всех управляющих компаний. В полном объеме система должна заработать к июлю 2016 года. А с 1 января 2017 года, если квитанция на оплату услуг ЖКХ не будет размещена в электронном виде в личном вашем кабинете, считайте, что она вам не выставлена.
А что делать тем, у кого нет Интернета и не будет?
Чибис: Для них ничего не меняется. Они по-прежнему могут написать жалобу от руки, получить бумажную квитанцию и оплатить ее через расчетный центр или банк.
Но практика показывает, что наши глубокоуважаемые пенсионеры все активнее пользуются Интернетом. У них свободного времени на это достаточно. Да и прогресс не стоит на месте, со временем воспользоваться новой системой смогут даже в самых отдаленных уголках страны. Кстати, попасть в нее можно будет через портал госуслуг.
Дмитрий Медведев назвал жилищно-коммунальный сектор давней головной болью. За 8 месяцев работы министерства удалось как-то притупить эту боль?
Чибис: На мой взгляд, удалось. Первое с чего мы начали, с защиты населения. В декабре был принят закон о долгосрочном регулировании совокупного платежа.
Впервые за последние годы нам удалось сдержать рост платежей населения за коммунальные услуги на таком низком уровне - в этом году он не превысит 4,5%. Одновременно с этим принято еще одно беспрецедентное решение о том, что мы регулировать платеж будем сразу на несколько лет вперед. А это значит, что до 2018 года включительно средний рост по стране платежа за коммуналку не превысит уровень инфляции. Это прорыв! Мы, наконец, ушли от тарифных качелей, от постоянного колебания роста - ограничения теперь понятны и заранее известны.
Мы понимаем, что одновременно с этим необходимо запустить в отрасль инвестиции. Мы переходим с 2016 года на долгосрочные тарифы по всем коммунальным предприятиям, а в 2014-2015 годах - по готовности. А также будем задавать целевые показатели для инвесторов. С такими условиями можно сэкономить неплохие средства.
Уже скоро они смогут по договорам концессии получить в управление неэффективные унитарные предприятия. То есть те, где "хромает" качество услуг, или те, которые находятся в предбанкротном состоянии. Такие организации в обязательном порядке будут выставлены на конкурс не позднее декабря этого года. Победит тот, кто готов быстрее достичь показателей, которые ставились в конкурсной документации, и сделать это за меньшие деньги. Такого нет нигде в мире.
Это означает, что мы фактически для любых игроков - иностранных, российских, региональных, федеральных открываем возможности приходить и инвестировать в ЖКХ.
А желающие уже есть?
Чибис: Уже много желающих. Проявил интерес даже тот бизнес, который раньше никогда не занимался ЖКХ.
Прибыль обеспечена - все 140 млн наших сограждан ежедневно пользуются этими услугами и продолжат пользоваться в будущем. Кроме того, государство установило долгосрочные правила игры. Если есть защита и гарантия, что инвестиции будут возвращены при тех ограничениях, которые всем заранее сейчас известны, то можно в этом бизнесе интересно работать. Он защищен от колебаний мировых рынков.
Наша ключевая задача сейчас эти правила переложить на реальную "землю". Хотя, конечно, мы уже видим динамику - сегодня 70 инвестпроектов почти на 230 млрд рублей уже реализуются за счет коммунального хозяйства.
На днях должны узаконить лицензирование управляющих организаций. А когда эта система заработает в полную силу?
Чибис: Процесс лицензирования начинается с сентября и заканчивается 1 мая 2015 года. Потом без лицензии работать уже нельзя.
А экзамены у управдомов начнутся в сентябре. Аттестацию будут проходить не только руководители УК, но и руководители жилинспекции в регионах. Компетентность нужно проверять у всех работников коммунальной сферы, в том числе и у чиновников. Потому и устраиваем всероссийский экзамен.
Недовольных было очень много, особенно со стороны нечестных управляющих организаций. Ведь раньше "уволить" их было фактически невозможно. Конечно, им не понравится, что теперь у них могут отобрать лицензию и отстранить от работы на три года фактически за любую жалобу.
По новым правилам, если жилинспекцией зафиксировано два нарушения, по которым есть решение суда о привлечении к административной ответственности руководителя управляющей компании или самой компании, такая организация покидает дом. Вот в таком порядке: нарушил, появилась жалоба жильца, выдано предписание, которое в срок не исполнено, суд направляет одно, второе взыскание. Если на них реакции нет - уходи из дома. Таких домов стало более 15%? В судебном порядке аннулируется лицензия. Честно? Абсолютно. Самое главное, у людей появляется инструмент защиты своих прав. Они теперь не должны бегать, собирать своих соседей, биться в офисы управляющих компаний, обрывать телефоны диспетчерской службы, пытаться собрать собрание.
Есть ли какой-то минимальный перечень услуг, которые должна выполнять управляющая организация?
Чибис: Конечно, он прописан в законодательстве. Туда входит все, что необходимо делать для обеспечения комфортного проживания в доме. Это влажная уборка, это работа лифта, освещение, работа инженерных систем. В конце концов, это проверка фундамента, подвала, крыши. Это санитарная обработка и травля насекомых и грызунов. Все, чтобы у нас в доме было безопасно и комфортно, входит в минимальный перечень. Собственники на собрании могут заказать управляющей компании выполнение дополнительных работ - например, консьержа посадить или газон поливать. Но главное - соблюдать основные правила, и к УК не будет претензий.
Но в жизни бывает всякое, и жильцы смогут оставить проштрафившуюся компанию в своем доме. Мы специально в законе заложили норму о праве вето. Это значит, что УК вправе собрать собственников и попросить их о пощаде, убедить, что нарушений больше не будет. Кстати, по новым правилам жильцы могут отказать любой управляющей компании, если она их по каким-то причинам не устраивает, еще на этапе лицензирования.
А что делать жителям, например, маленьких городов, где на рынке управления жилищным фондом нет конкуренции?
Чибис: Там ответственность за управление берет на себя публичная власть через муниципальные управляющие компании. Мы считаем, что ничего плохого нет в том, что одним из конкурентов на рынке будет муниципальная УК. Но если собственники хотят другую, если на рынке присутствуют другие управляющие компании - прекрасно: конкурируйте за право управлением домом, предлагайте свои услуги.
Россия - не новичок в этой области. В Польше, например, управляющие компании получили лицензии еще в 90-е годы. Лицензирование там было отменено лишь с января 2014 года, когда рынок уже устоялся, все привыкли качественно работать. И поляки сейчас говорят, у нас нет проблем на рынке управления жильем. То же должно произойти и у нас: надо получить честное и прозрачное управление жильем. Бизнес, через который проходит более 1 трлн рублей ежегодно, не может быть неинтересным.
777 тысяч человек необходимо переселить из ветхого жилья в ближайшие три года. Сегодня они занимают более 11 миллионов квадратных метров.