В целом Алтайский край, участвовавший наравне с еще двадцатью пилотными регионами в составлении рейтинга, занял в нем достаточно высокие позиции, войдя в число "хорошистов" и поднявшись на девятое место по интегральному индексу. Но по отдельным направлениям исследования оценки сильно разнятся. Так, если по уровню развития институтов для бизнеса Алтайский край вошел в число регионов, получивших наивысшие баллы, то по эффективности поддержки малого предпринимательства он оказался в аутсайдерах.
Напомним, что рейтинг был разработан АСИ совместно с минэкономразвития России и крупнейшими деловыми объединениями (РСПП, ТПП РФ, "Опора России", "Деловая Россия") - с тем, чтобы изучить состояние инвестиционного климата в субъектах РФ, а также оценить усилия органов власти по повышению инвестиционной привлекательности регионов и улучшению условий ведения бизнеса. Исследования проводились по четырем основным направлениям: качество предоставления госуслуг, эффективность существующих институтов для бизнеса, доступность ресурсов и качество инфраструктуры, а также эффективность поддержки малого предпринимательства.
Алтайский край стал участником рейтинга как один из инвестиционно активных субъектов РФ. Он в числе первых в Сибири внедрил региональный инвестиционный стандарт и на фоне общероссийского замедления темпов экономического роста демонстрирует положительную динамику привлечения инвестиций. В 2013-м край занял вторую позицию в СФО по темпам инвестиционного роста (104,2 процента к уровню 2012 года), а за пять месяцев нынешнего года увеличил приток инвестиций почти в полтора раза. Именно поэтому низкие рейтинговые позиции по эффективности поддержки предпринимательства стали полной неожиданностью для региональных властей.
- Я не ожидал, что по данному показателю мы получим самые низкие оценки, - признал губернатор Алтайского края Александр Карлин. - Ведь объемы государственной поддержки малого бизнеса у нас за последние годы выросли на порядок. Но в рейтинге учитывались не объемы, а эффективность господдержки, причем многие оценки получены путем опроса представителей малого бизнеса. А мы не смогли рекомендовать фокус-группы, которые бы действительно представляли наше предпринимательство.
- В опросе участвовали рядовые предприниматели Алтайского края, а в формировании списков для опроса принимали участие в том числе и региональные органы исполнительной власти, - парирует руководитель представительства Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов в Сибирском федеральном округе Илья Воронов. - Естественно, что каждое мнение субъективно, но хотелось бы, чтобы руководители регионов воспринимали результаты рейтинга как определенный лакмус, указывающий на возможные точки роста.
Несмотря на несогласие с результатами рейтинга в части эффективности поддержки малого бизнеса, власти Алтайского края уже предприняли ряд мер, чтобы улучшить инвестиционный климат в этой сфере.
- Мы уже расширили перечень сфер поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, включая строительство новых объектов инфраструктуры с ориентацией на развитие производства, - сообщил начальник регионального управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Евгений Дешевых. - Планируем также расширить направления деятельности Алтайского гарантийного фонда и Алтайского фонда микрозаймов, чтобы повысить доступность кредитных ресурсов для предпринимателей. До конца 2014 года будет завершено формирование реестра свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые могут быть предоставлены под застройку представителям малого бизнеса.
Кроме того, уже в этом году краевые власти начнут внедрять в городах и районах края муниципальный инвестиционный стандарт. По словам вице-губернатора Михаила Щетинина, это позволит сформировать единую систему деятельности органов местного самоуправления, направленную на обеспечение благоприятного инвестиционного климата. Среди первоочередных задач - оптимизация административных процедур, улучшение качества территориального планирования, совершенствование системы государственной поддержки инвесторов, а также рассмотрение возможности введения налоговых льгот.
Юрий Фриц, председатель правления Алтайского союза предпринимателей:
- В Алтайском крае еще многое нужно сделать, чтобы действительно улучшить инвестиционный климат. Ни для кого не секрет, что сегодня существует явный переизбыток административно-разрешительных процедур в строительстве, и мы надеемся, что внедрение "дорожной карты" позволит их значительно сократить. Но только "дорожной картой" в строительстве ограничиваться не стоит, поскольку проблемы у предпринимателей существуют и в области подключения к сетям, в контрольно-надзорной деятельности, отношениях с монополиями. Комплекс проблем не эксклюзивен для Алтайского края, он характерен для России в целом. И их решение зачастую упирается в несовершенство федерального законодательства. Но мы убеждены, что и при действующих законах власти на местах могут сделать многое, чтобы улучшить инвестиционный климат. Так, на наш взгляд, было бы целесообразно применить налоговые преференции для предпринимателей в части освобождения от налога на имущество, налога на землю или арендной платы за землю на период реализации реального инвестиционного проекта в сфере производства. Это могло бы привлечь и местных производственников, и инорегиональных. Сегодня конкуренция высока не только в бизнесе, но и среди субъектов федерации. И те регионы, которые сделают решительные шаги по реальному улучшению инвестклимата, смогут победить в конкурентной борьбе за инвестора.