Свой переезд пенсионерка называет не иначе как злосчастным. Сейчас она с трудом сводит концы с концами. А ведь в трудовой книжке полный порядок: сорок лет стажа, в основном - на престижной должности руководителя туристских групп.
- На пенсию я вышла в 1991 году, тогда мне выплачивали 120 рублей. Хорошая сумма, - рассказывает читательница. - В 2004 году я переехала в Колпино к детям и, как только перерегистрировалась, мне из Пенсионного фонда сообщили: "Все неверно". И урезали пенсию наполовину.
Узнать, что же именно неверно, Алле Васильевне никак не удается. В Колпинском районном отделении Пенсионного фонда коротко отвечают: ошибка в расчетах - где и какая, Журавлевой объяснять никто не берется.
- Сначала я ходила посоветоваться в собес. Там, посмотрев мою трудовую книжку, сказали, что пенсия должна быть явно выше той, что мне начисляют в Колпино, - продолжает Алла Васильевна. - В 2010 году я записывалась на прием в нашу петербургскую прокуратуру, говорила со Светланой Федуловой (сейчас она начальник одного из отделов). Она мне так и сказала: "Это ужасное недоразумение, идите спокойно домой, в течение месяца получите положительный ответ". Но никакого ответа так и не пришло.
Обращалась пенсионерка и в приемную президента, и в Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий. Но и они оказались неспособны помочь: "Вопросы относятся к компетенции территориальных органов Пенсионного фонда". То есть ситуация превратилась в замкнутый круг - все запросы направляются в отделение колпинского Пенсионного фонда, а каждый ответ оттуда буквально копирует предыдущий: "В 1991 году при вводе данных в пенсионную базу заработок был завышен".
Юристы, к которым мы обращались за комментариями, дружно называют ситуацию странной: все-таки установленная пенсия выплачивалась на протяжении полутора десятков лет, и вдруг оказалось, что "все неверно". Но признают, что обращения в органы прокуратуры и другие государственные инстанции не могли дать положительного результата. В их обязанности действительно не входит рассмотрение жалоб на действия органов и сотрудников Пенсионного фонда. Этим могут заниматься вышестоящие подразделения ведомства. А раз общение с ними оказалось безрезультатным, значит, дорога одна - в суд.
- Если б не плохое самочувствие, я бы до сих пор работала - показывала туристам наш прекрасный Санкт-Петербург. Думаете, мне нравится сидеть в этой деревне? Вот так всю жизнь честно трудишься, а потом создается ощущение, что ты бандит или вор какой-нибудь, - сетует читательница.
Нынешняя пенсия Аллы Журавлевой - 6220 рублей. Из них 3200 она отдает за коммунальные услуги, еще тысячу рублей - за электричество. Прожить на оставшиеся крохи просто невозможно. Хорошо, что помогает дочь.
Олег Коршачек, адвокат Санкт-Петербургской адвокатской коллегии Нарышкиных:
- Перерасчет пенсии производится, как правило, по заявлению самого гражданина. Но иногда - по инициативе сотрудников Пенсионного фонда. Например, если сведения, предоставленные при назначении выплаты, оказались недостоверны. Но на самом деле сложно представить, что именно могло послужить причиной уменьшения пенсии аж в два раза. Для разрешения ситуации Журавлевой необходимо, прежде всего, подать письменное заявление в колпинский Пенсионный фонд с
просьбой указать основания и конкретные решения соответствующих должностных лиц, в силу которых был произведен перерасчет. Здесь же надо попросить восстановить размер ранее назначенной пенсии. В тридцатидневный срок руководитель местного Пенсионного фонда обязан предоставить мотивированный ответ. При несогласии с ним читательнице остается обжаловать действия сотрудников в Пенсионном фонде Петербурга, РФ или в суде.