Владимиру Васькину 74 года, образование он получил в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной. Более тридцати лет Владимир изучал буддистскую философию, сначала тайно, а потом, когда закончилась эпоха гонений на религию, и открыто. В семидесятых годах он попал во Францию и увидел в Лувре знаменитую Джоконду.
- Сегодня эта картина находится под пуленепробиваемым стеклом, а в те времена она была лишь в полуметре от зрителей, и ее отделяла только красная ленточка, - говорит Васькин. - Я, можно сказать, дышал с ней одним воздухом. Тогда-то я задумался над тайной ее улыбки.
Но разгадка пришла не сразу. В девяностых ему снова довелось увидеть Джоконду. И тут его посетила идея - ведь у скульптур Будды то же самое выражение лица. К тому времени в творческом "багаже" Владимира Васькина было уже множество статуй Будды и других святых. Как говорится, ему было с чем сравнить.
- Исследования портрета с помощью современных технологий показали, что под верхним слоем находилось еще одно изображение, - говорит скульптор из Элисты. - И это лицо было написано в соответствие с классическими пропорциями. А потом Леонардо изменил его. Подбородок стал мягче, шире, щеки круглее, чуть приподнялись уголки губ. Новый овал лица в точности повторял лик Будды. Очаровательная улыбка Джоконды - это улыбка просветленного существа, которое все видит, все знает и спокойно принимает окружающую жизнь.
Но был ли Да Винчи знаком с изображениями Будды?
- Конечно, - считает Васькин. - Красивого, веселого, образованного человека принимали в самых аристократических домах Флоренции. Он, разумеется, не раз видел буддистские предметы искусства и, как человек очень любознательный, интересовался их происхождением.
Благодаря этому мы и лицезреем сейчас загадочную улыбку Моны Лизы, в которой, по мнению калмыцкого скульптора, не столько тайны, сколько понимания и покоя.
Калмыцкий художник Гирля Нурова считает, что Владимир Васькин - замечательный скульптор, у него прекрасная питерская школа. Он еще и очень большой трудяга. Владимир Савельевич ни дня ни сидит без дела. Такой художник имеет право выдвигать свои гипотезы, потому что у него за плечами множество собственных творческих работ и глубокое изучение мудрейшей философии - буддизма.