Как известно, когда у подозреваемого и обвиняемого нет своего адвоката, государство позаботится о том, чтобы за человека было кому вступиться. Право на защиту одно из фундаментальных прав. Приговор не должен зависеть от того, хватит ли у подозреваемого денег на зубастого адвоката. Нет, единственный критерий здесь - виноват или нет. А чтобы суд смог разобраться во всем, ему нужно выслушать голоса как "против", так и "за".
Конечно, для специалистов все это азбучные истины. Но проблема в том, что следствие работает круглосуточно и без выходных, такова специфика. А значит, потребность в адвокате по назначению может возникнуть в любое время суток.
Однако, по словам специалистов, проблема в том, что ставки для адвокатов, работающих по назначению, и без того малы. А надбавки за сверхурочные и вовсе не предусмотрены. Как поясняют авторы проекта, действующая редакция постановления правительства, регулирующего вопросы оплаты адвокатов по назначению, не содержит понятий "рабочий день" и "ночное время". На деле это зачастую приводит к разногласиям между адвокатами, участвующими в делах по назначению, и правоохранителями. Последние зачастую отказываются оплачивать труд адвокатов в повышенном размере, если защитника позвали в нерабочее время. Причем речь не обязательно идет о работе глубокой ночью. Бывает, допустим, что допрос затянулся до десяти часов вечера. Или адвоката пригласили принять участие в допросе в шесть утра. Все это неурочные часы, а потому в обычной ситуации за них принято доплачивать.
Чтобы не возникало споров, авторы проекта предлагают четко прописать, какое время должно цениться дороже. Размер вознаграждения за труд адвоката за пределами рабочего времени, в том числе в ночное время, предлагается установить в сумме не менее 825 рублей и не более 1800 рублей. А за работу по выходным и праздникам, включая ночное время, предлагается установить ставку от 1100 до 2400 рублей.
Как пояснили "РГ" в Федеральной палате адвокатов России, в данном проекте министерство юстиции страны учло предложения в том числе палаты. "Тот факт, что Минюст России приглашает ФПА РФ к сотрудничеству при решении вопросов, связанных с вознаграждением адвокатов, и учитывает нашу позицию, очень важен и ценен для адвокатуры", - рассказывают в палате. Еще один важный момент: в прошлом году были внесены поправки в уголовное законодательство, позволяющие адвокатам участвовать в процессуальных действиях, выполняемых до возбуждения уголовного дела. Допустим, правоохранители задержали кого-то по горячим следам, но еще неясно, преступник перед ними или нет. Дела пока нет, но у человека все равно есть право защищаться. Между тем, если у него нет на связи своего адвоката, он вынужден оставаться один на один со следователями и оперативниками. Мол, будет дело, будет и защитник. До сих пор нет правовых оснований вознаграждения адвоката в таких случаях. Теперь минюст предлагает распространить на них общий порядок оплаты труда адвоката, участвующего в деле по назначению. Правда, многих сегодня волнует и другой вопрос: насколько добросовестно работают адвокаты по назначению? Тем более что тарифы даже после недавнего повышения нельзя назвать высокими. Поэтому подчас адвокатами по назначению работают либо начинающие адвокаты, либо бывшие работники правоохранительных органов, сохранившие "добрые отношения" со своими бывшими коллегами и готовые в чем-то пойти на компромисс со следствием.
Некоторые эксперты рассказывают о так называемых карманных адвокатах, которые работают в связке со следствием. Но с подобным явлением в адвокатском сообществе сейчас активно борются. "В Самаре, Санкт-Петербурге, Перми, во многих других регионах советы адвокатских палат утверждают списки адвокатов, работающих по назначению, они проходят специальные программы обучения и получают допуск к ведению дел по назначению, - сказал недавно "РГ" президент Федеральной палаты адвокатов России Евгений Семеняко. - Если появляются какие-то жалобы или претензии, значит, адвокаты из таких списков могут быть удалены. И это, конечно, позволяет держать профессиональную планку на приемлемом уровне".