Главная цель законодателей - проследить, чтобы в бюджет были уплачены все налоги. "Этот законопроект призван реализовать декабрьский посыл президента Федеральному Собранию о необходимости "продумать систему", позволяющую облагать по российским налоговым правилам доходы компаний, зарегистрированных в офшорной юрисдикции, но при этом принадлежащих российскому собственнику, конечному бенефициару, с тем, чтобы налоговые платежи были уплачены в российский бюджет. Без принятия этого закона не сможет заработать законодательство о "контролируемых иностранных компаниях", поскольку сейчас государство не может потребовать от организации предоставить информацию о "бенефициарном собственнике" и "бенефициарном получателе дохода"", - поясняет Нина Козлова, руководитель управления налогового и правового консалтинга, партнер АКГ "ФинЭкспертиза".
Бизнесу понадобится время, чтобы привыкнуть к режиму обязательного раскрытия бенефициаров любых компаний. "Вполне возможно, что введение в налоговое законодательство ограничений на отнесение к расходам российскими налогоплательщиками сумм в сделках с организациями, не раскрывающими бенефициаров, на практике может привести к увеличению доначислений налога на прибыль по сделкам с не раскрывшими информацию о бенефициарах партнерами", - считает Нина Козлова.
На предпринимателей принятие поправок возложит новые обязанности. "Для них возникнет дополнительное административное бремя по сбору и хранению такой информации. Сбор ее может быть затруднителен, так как сегодня нет инструментов, позволяющих обыкновенному российскому юрлицу отслеживать изменения структуры собственности на уровнях выше непосредственных владельцев акций российской компании. Например, если бенефициарный собственник продает другому лицу не непосредственно свою долю участия в российской компании, а зарубежный холдинг, являющийся владельцем такой доли. Кроме того, для компаний могут возникать дополнительные ограничения в связи с применением зарубежного законодательства в отношении хранения и раскрытия информации. В том числе персональной информации о зарубежных лицах", - говорит Анастасия Гальцева, директор отдела международного налогового планирования PwC.
В России эти меры могут оказаться бесполезными. "По всей видимости, основная цель - соответствовать рекомендациям ФАТФ. Если говорить об офшорных зонах, то там развит целый институт номинального директорства. Это не является чем-то незаконным, человек берет на себя функции номинального директора, а трастовую декларацию выписывает на бенефициарного владельца - фактического. В России номинального директора используют как раз для того, чтобы реальный владелец был неизвестен, иначе нет смысла. Более того, очень часто, приобретая офшор, российский "истинный" владелец даже трастовую декларацию делает на "номинального бенефициара". Поэтому насколько имеют смысл эти требования в реалиях российского бизнеса - большой вопрос, разве что мы начнем вызывать у кого-то больше доверия по причине выполнения рекомендаций ФАТФ. Но эффект маловероятен. Только писанины больше, связанной с предоставлением данных в тот или иной орган исполнительной власти. Если говорить об элементарном ООО, то в ЕГРЮЛ и так не составляет труда посмотреть, кто владеет какой долей. Но не ждут же в самом деле законотворцы, что ООО "Ромащка", в которой 51% процент, скажем, принадлежит Иванову Иван Иванычу, подаст сведения, что реальным бенефициарным владельцем является Петров Петр Петрович, просто он надеялся скрыть этот факт, но теперь государство вывело его на чистую воду", - считает Ирина Парулева, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа".
Юристы оценивают предложенные меры более позитивно, но считают, что при реализации предложений придется столкнуться с большими трудностями. "Нововведение в первую очередь значительно упростит ФНС процесс поиска налогоплательщиков и откроет недоступную пока информацию, скрытую в офшорных юрисдикциях. Вместе с тем, несмотря на прогрессивные цели проекта, возникают опасения, связанные с его реализацией на практике", - считает Дмитрий Горбатенко, юрист адвокатского бюро "Плешаков, Ушкалов и партнеры".
Но возникает вопрос, связанный с ответственностью юрлица за наличие и достоверность сведений о бенефициарных владельцах. В проекте предлагается ввести административную ответственность за предоставление ложной информации, но размер возможных санкций не указан. "Эффективность подобных мер вызывает сомнения, поскольку размер штрафов может быть незначительным для юрлица. Чтобы компании предоставляли в ЕГРЮЛ достоверную информацию о бенефициарных владельцах, необходимо предусмотреть более эффективные штрафные санкции, вплоть до взыскания с юрлица и (или) бенефициара, не предоставившего информацию о себе юридическому лицу, убытков в полном объеме", - считает Дмитрий Горбатенко. Во-вторых, доступ к сведениям о бенефициарных владельцах юрлица будет доступен только органам судебной власти и федеральным органам госвласти. "Было бы целесообразно сделать эту информацию открытой и общедоступной, поскольку это способствовало бы упрощению привлечения бенефициаров юрлица к гражданско-правовой ответственности", - поясняет эксперт.