В 2007-2009 годах информационные ленты пестрили новостями о страшных пожарах в социальных учреждениях, где жертвы исчислялись десятками. Виной, как оказалось, было то, что тревожный сигнал на пульт дежурного пожарной части приходил поздно или вообще не доходил. Сторожа и обслуживающий персонал в панике, спасая жизни себе и другим людям, зачастую забывали позвать на помощь. Заключенные договора с мониторинговыми компаниями, фактически посредниками между соцобъектами и пожарными, тоже не гарантировали доставку сигнала пожарным. При этом пожар, который в первые минуты можно быстро потушить, разгорался, набирал силу и приводил к тяжелым последствиям.
По результатам расследования руководство страны поручило решить вопроса автоматической передачи сигнала о пожаре. При этом исключалось лишнее звено в виде коммерческого посредника или сторожа, сообщающего о ЧС в пожарную часть. К тому же за автоматическую передачу сигнала социальным объектам не нужно ничего платить. Чтобы жизни людей не зависели ни от состояния проводов, ни от нагрузок или неполадок сотовой связи, МЧС выделило специальный бесплатный радиоканал.
Сначала требование автоматического извещения о пожаре на социально значимых объектах было закреплено приказом главы МЧС. А вот теперь и требованием федерального закона.
Но война с посредниками не закончена. Федеральная целевая программа по переоснащению соцобъектов страны на новый лад все равно под угрозой. Сейчас по новой схеме в автоматическом режиме функционируют лишь около половины всех соцобъектов страны.
Государство продолжает нести потери, поскольку объем услуг мониторинговых компаний оценивается до 20 миллиардов рублей. Отлучение коммерсантов от бюджетной кормушки проходит со скрипом.
Сейчас Госдуме предлагают очередные поправки в закон, которые, в случае их принятия, могут опять узаконить деятельность посредников. На едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения выложен текст поправок.
Эксперты, обсуждающие поправки, указывают, что в законопроекте есть формулировки, которые фактически перечеркивают требования действующего законодательства. Часть 7 статьи 83 ФЗ-123 предлагается изложить следующим образом: "Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения". То есть о необходимости трансляции сигнала в пожарную часть речи вообще не идет.
Кто выступил с инициативой вернуть посредников в цепочку передачи извещений о пожарах, не ясно. Не понятно и зачем государству при наличии бесплатного канала МЧС платить посредникам? Как быть с уже потраченными госденьгами на автоматическую систему, и почему кто-то продолжает думать о том, чтобы зарабатывать на беде?