С конца прошлого года, раскаиваясь и посыпая головы пеплом, они стройными рядами, естественно, в сопровождении адвокатов, специализирующихся на фискальной тематике, посещают неприметное здание на улочке Аргонн, расположенное на северо-западе Парижа. Здесь находится служба минфина, которая занимается исключительно этой публикой. Возникла она, кстати, после громкого скандала с бывшим министром бюджета Жеромом Каюзаком, который утаил от налоговых служб 600 тысяч евро, спрятанных в одном из банков Женевы, вызвав в стране серьезный правительственный кризис. Поначалу на улице Аргонн работало 25 человек, сейчас их в четыре раза больше.
Как с гордостью отметил Мишель Сапен, уже заявлено о 28 миллиардах евро, тем или иным образом оказавшихся в иностранных банках, по большей части в Швейцарии и Люксембурге. К концу года выплата налогов с утаенных сумм должна принести в казну, по самым скромным подсчетам, дополнительно 1,8 миллиарда евро. Предполагается, что вырученные средства будут использованы для того, чтобы снизить налогообложение для граждан со скромными доходами.
Вполне законно возникает вопрос: почему в отличие от прежних времен, когда состоятельные французы прятали "за бугром" свои доходы от местных налогов (а они могут доходить до 50 процентов, в ряде и случаев и выше), на этот раз "уклонисты" пошли на явку с повинной? Ответ прост: банковской тайне для иностранных граждан в Евросоюзе был нанесен смертельный удар, о чем в марте договорились в Брюсселе.
В частности, было решено запустить механизм об автоматическом обмене информацией о зарубежных банковских клиентах и их авуарах между странами. Этому правилу долгое время противились Австрия, а также Люксембург, где сумма банковских вкладов, считают эксперты, в 20 раз превышала национальный ВВП. Однако и они были вынуждены согласиться на отказ от банковской тайны, правда, сопроводив его условием: такие известные европейские "налоговые гавани", как Швейцария, Монако, Андорра, Лихтенштейн и Сан-Марино, также должны примкнуть к "священному" антикоррупционному союзу.
Что касается Швейцарии, то она не без сожаления поставила крест на банковской тайне, подписав в конце прошлого года конвенцию ОЭСР об административной помощи в области налоговой политики. Для французов, как, впрочем, и для других европейцев, это означало, что пришла пора сдаваться налоговикам. В случае явки с повинной в зависимости от обстоятельств жителям Франции придется расстаться с суммой составляющей от 15 до 40 процентов скрытых авуаров. Если же утаенный счет обнаружит национальная налоговая служба, что в нынешних условиях стало более чем вероятным, наказание может оказаться куда более ощутимым: от 50 процентов и выше от скрытых доходов, не говоря уже о судебном преследовании. За уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах местными законами предусмотрено наказание в семь лет лишения свободы и штраф в размере двух миллионов евро.