В Ульяновской области будет создан кластер высоких технологий

В Ульяновской области будет создан кластер высоких технологий. Об этом рассказала первый заместитель губернатора Ульяновской области Светлана Опенышева на 4-й Международной IT-конференции ULCAMP-2014, которая традиционно проводится в фестивальном формате в Ульяновской области на берегу Волги.

По ее словам, в регионе активно развивается направление IT, поддерживаются высокотехнологичные инициативы. "Организацией кластера информационных технологий займется областное правительство, АНО "Ульяновский совет культивации интернет-технологий" (ULSK.IT), Институт информационных технологий Ульяновского государственного технического университета и Ульяновский государственный университет, - рассказала Светлана Опенышева. - Основные цели создания кластера: повышение затрат на ИКТ и привлечение инвестиций, насыщение рынка труда IT-специалистами - удержание абитуриентов и выпускников в регионе, повышение привлекательности области в качестве места для жизни и работы; развитие внутрикластерной кооперации, дальнейшей специализации региональных IT-компаний".

Несмотря на то что в регионе с каждым годом появляется все больше IT-проектов, основной проблемой остается нехватка квалифицированных специалистов. Но в ближайшее время и этот вопрос должен быть решен. "У нас катастрофичеcкий кадровый голод в сфере IT, и эта проблема актуальна для всей России. Мы провели в течение года исследование IT-отрасли в регионе и по результатам разработали стратегию ее развития. Совет по информатизации при губернаторе в целом одобрил стратегию, сейчас идет ее доработка. В стратегию входит очень многое - комплекс мероприятий для повышения престижа профессии, новые компьютерные классы в школах, работа с вузами", - рассказал директор компании DZ-Ульяновск, основатель Ассоциации профессиональных бухгалтеров Александр Коваленко.

В ходе конференции эксперты пришли к выводу, что от развития технологий напрямую зависит развитие области в целом. "Наша жизнь сегодня все больше и больше зависит от IT. Все приборы и гаджеты, которыми мы пользуемся, имеют программы. Так что закончится все тем, что IT-специалисты будут управлять миром", - убежден гендиректор компании BuyMe a Pie Сергей Булаев.

Основой роста технологий должны стать стартапы - молодые команды, готовые разрабатывать новые подходы и внедрять инновации. Специально, чтобы поделиться опытом с начинающими разработчиками, в Ульяновск приехали успешные предприниматели, инвесторы, специалисты IT-сферы и смежных отраслей из разных стран и городов России.

О том, как построить корпоративную культуру в IT-компании, рассказал создатель конструктора интернет-магазинов Ecwid Руслан Фазлыев: "Главное - это люди, связи между ними, то, как они общаются между собой, обмениваются знаниями, совместно достигают успехов в информационных областях. В Ульяновске сложилась определенная субкультура, и мы стараемся поддерживать традиции профессионального общения из поколения в поколение. Со временем будет расти количество IT-компаний, сейчас все есть для этого, не хватает только специалистов. Лучшими вложениями государства сейчас должны стать вложения в подготовку будущих профессионалов".

По мнению эксперта, чтобы сделать прорыв в какой-то одной сфере, надо несколько лет вкладывать силы и знания в одну область. "Когда знания накапливаются, становится неинтересным делать то, что делают все остальные. Хочется сделать шаг вперед. И если попробовать решить массовую, глобальную проблему, можно создать успешный продукт, который будет пользоваться популярностью, - считает Руслан Фазлыев. - Количество денег при этом роли не играет. Это именно тот случай, когда орудие производства находится в руках самого трудящегося. Каждый человек может купить себе компьютер, он не зависит от большой инфраструктуры и может все сделать сам. То есть практически любой сегодня может сделать прорыв в IT. Но лет через 30, когда прорывными будут области космических исследований, биотехнологий, нанотехнологий, боюсь, Россию ждет не самое простое время, потому что инфраструктура для всех этих исследований не будет массово доступна".

Одним из инструментов, которые способствуют развитию бизнеса как в IT, так и в любой другой сфере, сегодня становятся облачные вычисления и Big Data. "Если вы, например, стартап-видеохостинг, то вам приходится делать обработку данных, хранить видеоролики, конвертировать, накладывать эффекты, сохранять данные о посещаемости и кликах, чтобы впоследствии предлагать пользователям ролики, которые им могут быть интересны, и подбирать релевантную рекламу. Если стартап быстро растет, то ваши программы не успевают обрабатывать информацию достаточно быстро. В какой-то момент данные перестают помещаться в вашу базу, - рассказал эксперт Google Евгений Кирпичев. - Для того чтобы не завязнуть в болоте обработки данных, нужно три компонента: сервис хранения, сервис вычисления и сервис обработки данных, то есть облако. Оно решает задачи хранения. Сервис исполнения выделает ресурсы под вычисления и пакует несколько ваших программ в одну машину так, чтобы это было дешевле".

Одним из самых быстрорастущих сегментов IT сегодня является электронная коммерция, именно в этой сфере появляется больше всего стартапов. "Бизнес из офлайновых магазинов перетекает в Интернет. Важным становится полное сопровождение клиента в электронной торговле. Пока в цикле взаимодействия продавца и покупателя хорошо проработана часть, которая происходит уже после оплаты товара. Здесь понятно, как взаимодействовать: есть платежные системы, доставка. Но пока не существует бизнес-модели по взаимодействию с покупателем до покупки, - отметил генеральный директор холдинга DZ Systems, один из ключевых создателей "Яндекс-Маркета" Дмитрий Завалишин. - Есть много инструментов для выбора товара, но все они сводятся к фильтрации. А это не самый лучший инструмент, так как фильтрация обычно происходит по техническим характеристикам товара, в которой обычный потребитель чаще всего не разбирается".

По мнению эксперта, главной задачей электронной коммерции в ближайшее время станет извлечение знаний о клиентах и конвертация их в полезность для самих же клиентов. "Во входе в электронный бизнес есть три волны: первая разобьется, третья опоздает и придет, когда рынок уже будет поделен, а вот вторая волна будет успешной. На мой взгляд, рынок электронной коммерции в России сейчас находится в начале второй волны, - считает Дмитрий Завалишин. - Идти в массовый сегмент сложно, придется годами бороться с крупными игроками, вкладывая миллионы долларов в рекламу и занимаясь массовым маркетингом. А вот занять какую-то отдельную нишу и развиваться в ней можно легко".