Не говоря уже о зданиях. Вот, недавно работающая фабрика сегодня, оказывается, уже объект наследия. Азербайджанская модернизация, начатая еще в советский период и продолженная в последнее десятилетие, вообще осуществила форсированный марш - бросок в будущее, заочно переведя многие объекты своего пространства в живой "культурный слой".
Как и во многих старинных городах Европы и России, азербайджанцы в своей ежедневной деятельности, немыслимой без Интернета и электронных устройств, живут внутри своих традиционных пространств культуры. Допустим, те же жители старого города Ичери Шехер в сердце Баку. Они носители ритма современной столицы, но при этом поддерживают антураж и уклад средневекового города. А, к примеру, жители высокогорного села Лагич развивают старинные промыслы медного литья, создав привлекательный для туристов этнографический заповедник. Даже интроверты - молокане из русского азербайджанского села Ивановка успешно занимаются современным сельским хозяйством и приглашают к себе туристов. Все они современные люди в живой этнографической картине, осуществляют синтез традиций старинного уклада и ритма современности в своей практической бытовой жизни.
Музейная культура - сверстник современной модели рационализации действительности. Первое, с чем знакомят своих детей, это музей - давно стало нормой практически по всему миру. Так поступает британская королевская семья, так поступают в школах Азербайджана и России, внедряя музейные уроки, организуя школьные музеи.
В последние годы, в связи с общей демократизацией культурной жизни роль музейной деятельности приобретает особое значение. За последние семь лет в стране произошел существенный рывок в развитии инфраструктуры музеев, их материальной обеспеченности, заметно изменилась методика и способы репрезентации экспозиций. Результатом стало возникновение культурно-образовательной коммуникации на площадках самых известных музеев. Азербайджанский музей воплотил в себе первоначальную функцию, некогда заложенную в идею этих учреждений лидерами эпохи просвещения: музей создает диалог с человеком любого возраста для стимулирования в нем свободной и творческой личности с развитым кругозором. Глубокий исторический пласт, а также разнообразие этнокультурных традиций позволили создать в Азербайджане множество разнонаправленных музеев. Этнографические музеи-заповедники типа "Гала" постепенно приобрели неформальный статус хранилища социальной исторический памяти. Другая миссия у Музея современного искусства. Азербайджанский видео-арт, концептуальная инсталляция, фотография - все эти элементы урбанистического постмодернистского искусства по-своему преобразуют национальный опыт, но также являются транслятором духовных и материальных ценностей страны. Проецируя сохраненное наследие в будущем, реализуя единство прошлого, настоящего в своей истории, азербайджанские музеи являются частицей истории всего человечества. Об этом в нашем сегодняшнем выпуске.