Новости

29.07.2014 00:35
Рубрика: Общество

Мигрант со стажем

Страны ЕАЭС договорятся о зачете пенсионных обязательств
Страны создаваемого Евразийского экономического союза (ЕАЭС) могут договориться о зачете пенсионных обязательств. Инициатива Евразийского банка развития (ЕБР) и Всемирного банка состоит в том, что трудовые мигранты смогут получать пенсии вне зависимости от того, в какой стране они трудились.

"Свободное передвижение людей для осуществления трудовой деятельности - один из основополагающих принципов функционирования экономического союза. Однако снятие регистрационных барьеров и упрощение разрешительных процедур в отношении трудовой миграции между странами ЕЭП (Единого экономического пространства) и ЕАЭС не будут эффективны без предоставления социальных гарантий", - считает Степан Титов, старший экономист Всемирного банка и руководитель программы МИРПАЛ (Migation and Remittance Peer-Assisted Learning network). Зачет пенсий предлагается установить между странами-реципиентами рабочей силы (Россия, Казахстан, Беларусь) и странами-донорами (Кыргызстан, Таджикистан, Армения).

По данным ФМС на февраль 2014 года, в России насчитывается 2,3 млн мигрантов из Узбекистана, 1,5 млн мигрантов из Украины, 1 млн мигрантов из Таджикистана, по 600 тыс. мигрантов из Азербайджана и Казахстана, по 500 тыс. мигрантов из Кыргызстана, Молдовы и Армении и 390 тыс. мигрантов из Беларуси. По неофициальным данным, общая численность трудовых мигрантов в России равняется 5-6 млн человек, или 7% от общего числа занятых в России. При этом доля иностранных работников предпенсионного и пенсионного возраста, по данным ФМС, составляет почти треть. Поэтому вопрос пенсионных выплат для них очень актуален.

Введение механизма зачета пенсий поможет вывести мигрантов из "теневого" сектора, так как заинтересованные в получении пенсий рабочие будут стремиться к ведению легальной деятельности. А это гарантирует повышение налоговых поступлений принимающей мигрантов стороны. Кроме того, эта мера способна стимулировать приток трудовых ресурсов. Потому что люди предпенсионного и пенсионного возраста, которые максимально заинтересованы в получении социальных гарантий, смогут поехать на заработки в другую страну и при этом учесть время работы в ней в своем трудовом стаже. Помимо этого, механизм зачета пенсий позволит привлекать трудовые ресурсы определенных стран. "Например, российская пенсионная система признает таджикистанскую и, наоборот, и не признает пенсионные системы других стран. Гражданам Таджикистана автоматически становится выгоднее работать в России, чем другим трудовым мигрантам", - поясняет Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании "Генезис".

Перевод пенсионных прав можно предусмотреть для нескольких случаев. При трудовой миграции в другую страну. В этом случае появляется необходимость учета полученного на территории другой страны стажа при назначении трудовой пенсии в своей стране. При трудовой миграции в другую страну и последующем обращении за пенсией там же. При переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство.

Сегодня основным сдерживающим фактором, который мешает переводу пенсионных прав между странами, является большая разница пенсионных систем. В России, Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане и Армении действуют трехуровневые модели с обязательным накопительным компонентом. В Беларуси работает одноуровневая солидарная система. Кроме того, различен возраст выхода на пенсию. В России и Беларуси он самый низкий - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. В Таджикистане и Кыргызстане - 58 лет и 63 года соответственно. В Армении - 63 года для всех граждан. А в Казахстане к 2027 году планируется постепенно выровнять гендерную разницу и довести возраст выхода женщин на пенсию до 63 лет.

Серьезные отличия есть и в величине и источниках отчислений в пенсионный фонд. В России совокупный размер отчислений в пенсионный фонд - 22% фонда оплаты труда. В Беларуси ставка выше - 29%. При этом 28% платит работодатель от фонда оплаты труда, а 1% вычитается из заработной платы работника. В Кыргызстане это соотношение составляет 15% и 10%, а в Таджикистане - 25% и 1%. В Казахстане основным источником отчислений является работник, который платит 10% от заработной платы. Законодательством также предусмотрены отчисления для отдельных категорий работников в размере 15%. Армения - единственная из рассматриваемых стран, где пенсионные взносы частично финансируются из госбюджета.

Очевидно, что привести к единообразию пенсионные системы стольких стран невозможно. Каждое из государств заинтересовано в сохранении утвержденных сборов в пенсионную систему. Поэтому внедрять перенос пенсионных прав предстоит с учетом индивидуальных особенностей пенсионных систем каждой из стран. Сегодня накоплен большой опыт Евросоюза в решении вопроса мобильности социальных гарантий. Каждая страна - член ЕС сохраняет свои национальные системы пенсионного обеспечения. Зачет пенсионных прав предполагает соблюдение следующих принципов: человек может подпадать под действие законодательства только одной страны и делать отчисления только в одной стране; отсутствие дискриминации между гражданами и иностранцами; учет периодов занятости в других странах ЕС; отсутствие дублирования пособий; экспорт пособий - человек может получить пособие, даже если проживает за пределами страны-плательщика. Эти правила пресекают случаи двойного использования социальных гарантий, в стране гражданства и стране трудовой деятельности.

Специалистами Евразийского банка развития и Всемирного банка предложено два варианта внедрения механизма зачета пенсионных гарантий между странами. Первое решение предполагает полное заимствование системы расчета пенсионных выплат гражданам из опыта ЕС. Пенсия начисляется и платится той страной, где проживает человек, обратившийся за ней, однако система учитывает трудовой стаж человека в тех странах, где он работал. Расчет ведется по правилам и законам страны, начисляющей пенсионные выплаты. Явный минус этого варианта в том, что если большинство трудовых мигрантов решит остаться в странах трудовой деятельности по достижении пенсионного возраста, то пенсионные обязательства лягут именно на эти страны. Прежде всего речь идет о России и Казахстане. Второй вариант исключает давление на пенсионные системы России и Казахстана. Он предполагает пропорциональное начисление пенсий в зависимости от стажа трудовой деятельности в каждом из государств. При этом пенсионный фонд, который начисляет пенсию, получает трансферты от пенсионного фонда страны, в которой ранее работал гражданин. В этом случае требуется более сложный вариант расчета пенсий, но результат получится более справедливый по отношению к пенсионному фонду каждого из государств.

Эксперты считают, что внедрение системы зачета пенсионных прав необходимым. С учетом того, что потоки рабочей силы фактически не встречают препятствий уже сейчас, необходим переход на следующий этап - обеспечение работников социальными гарантиями. При этом от введения такой практики Россия выиграет. "Можно прогнозировать, что число людей, которые захотят работать в России возрастет", - считает Дмитрий Раннев, генеральный директор финансовой компании GKFX.

Общество Соцсфера Миграция Экономика Пенсии и пособия Международные организации Евразийский экономический союз (ЕАЭС) Интеграция на постсоветском пространстве Миграционный учет в России Иностранцы в России