Картина маслом
Новость была озвучена на совещании областного правительства, посвященном ситуации в региональном ЖКХ. Здесь говорили о нарушениях в сфере управления многоквартирными домами (МКД) и о том, что государство почти не вмешивается в нее. Законодательство меняется регулярно, пожалуй, даже быстрее, чем в других отраслях. Однако реальных рычагов воздействия на царящие там процессы у властей на местах все еще нет.
- В Орловской области действуют 212 предприятий ЖКХ, - рассказал первый замгубернатора Александр Бударин. - Из них 106 - управляющие организации и 186 - ТСЖ. В прошлом году население региона в общей сложности заплатило за коммунальные услуги около 8,4 миллиарда рублей. В основном деньги были перечислены поставщикам ресурсов, но и доля УК достаточно велика.
По его словам, в области насчитывается около 10 тысяч МКД. Большая их часть расположена в Орле. Рынок немалый, а вот порядка на нем нет. Так, недавно воссозданная областная Госжилинспекция только за первые три месяца своей работы приняла свыше тысячи жалоб и провела более 600 выездных проверок. А прокурорские работники в этом году выявили уже 800 нарушений закона в сфере ЖКХ.
- В первом полугодии по результатам прокурорских проверок было возбуждено семь уголовных дел, - сообщил прокурор Орловской области Иван Полуэктов. - Около 200 должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Так, в Орле одна из компаний завысила счета за горячую воду, за что была оштрафована на 150 тысяч рублей. А в райцентре Болхов прокуратура доказала в суде, что местная УК незаконно присвоила себе около 200 тысяч рублей, оставшихся после проведения капремонта. Ее обязали вернуть деньги в бюджет. В том же городе УК самовольно, без согласования с собственниками, подняла на 15 процентов плату за содержание и ремонт общего имущества МКД. Лишь после вмешательства прокуратуры тариф был снижен.
По словам областного омбудсмена Александра Лабейкина, вопиющий случай произошел в поселке Долгое. Обитатели общежития пожаловались на отсутствие воды: трубы пришли в негодность, испортился и механизм подачи воды из водонапорной башни. В результате жителям приходилось брать воду где придется - в том числе из источников, не отвечающих санитарным требованиям. Жалобу переадресовали в прокуратуру. Только по ее предписанию коммунальщики восстановили водоснабжение. И подобное уже трудно назвать исключением из правил.
Поток растет
По информации Александра Лабейкина, обобщившего данные всех контролирующих ведомств, по сравнению с 2012 годом количество жалоб на ЖКХ в области возросло примерно на 25 процентов. Только в управление Роспотребнадзора в прошлом году их поступило свыше 500. Практика показывает, что 90 процентов выявленных нарушений в сфере ЖКХ касаются правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Вина за это в основном лежит на УК.
- К сожалению, рост количества административных правонарушений со стороны управляющих организаций пока не замедляется, - отметил Александр Лабейкин. - Примерно на четверть выросла и сумма штрафов, наложенных в прошлом году на предприятия, управляющие жилищным фондом и обслуживающие его.
По его словам, почти 80 процентов обращений граждан связано "с невыполнением жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по содержанию общего имущества жилых многоквартирных домов". Словом, поток жалоб растет, но что это дает жильцам? Эксперты считают, что практически ничего. Ведь собственники связаны с УК договорными отношениями, вмешиваться в которые третья сторона не вправе. А в качестве третьей стороны, этакого третейского судьи, люди по-прежнему видят местную власть. Многие по выработанной годами привычке жалуются на УК в муниципалитет и возмущаются, когда там им не могут или не хотят помочь. Да, управляющие компании наказывают штрафами, но разве их это исправит? Достаточно вспомнить о том, что у УК нет собственных средств - она распоряжается деньгами собственников помещений. Значит, штраф за нерадивую работу "управленцев" в конечном итоге заплатят жильцы.
От общего к частному
- Новую компанию планируется создать в 2015 году, - объяснил врио губернатора Вадим Потомский. - Она будет контролироваться государством - казначейством, правительством региона, Контрольно--счетной палатой, депутатами. Там, где есть государственное управление, есть и порядок.
Противники идеи считают, что в следующем году, когда будет введено обязательное лицензирование УК, чиновники и так получат необходимые инструменты влияния. Если компания не отвечает требованиям и ведет бизнес недобросовестно, то она не получит лицензию. В облправительстве возражают - да, лицензирование поможет очистить рынок ЖКХ от недобросовестных компаний, но кто придет им на смену? Власти напоминают о том, что значительная часть жилищного фонда находится если не в аварийном, то в достаточно изношенном техническом состоянии.
Только в областную программу капремонта включены 4,5 тысячи МКД. Старые дома не привлекают УК. Не привлекут и после введения процедуры лицензирования. Так, в Орле за последние два года брошенными оказались около трехсот МКД, в основном двухэтажные бараки. Пристроить их сложно. Власти пытаются провести для них конкурс по отбору УК. Но заявки на торги никто не подает. Управлять старыми домами по предложенным тарифам невыгодно. Вероятно, эту нишу и займет государственная УК. Если, конечно, будет создана.
Главное - заработать
Далеко не все в регионе считают государственный контроль панацеей от болезней, глубоко поразивших сферу ЖКХ. Многие эксперты полагают, что главная причина бед кроется в правовом статусе управляющих организаций. Причем, неважно, какой они формы собственности. Дело в том, что все они, будь то ООО, ОАО, ЗАО или ГУП, имеют общую задачу, прописанную в их уставах. А именно - извлечение прибыли и ее распределение между учредителями. То есть это коммерческие организации, главная задача которых - заработать.
- Откуда коммерческой управляющей организации взять прибыль? - задается вопросом юрист и зампредседателя ТСЖ Евгений Бывшев. - Ведь она получает от собственников и нанимателей квартир плату за конкретные услуги. Это сугубо целевые средства, а других она не получает. Чтобы увеличить прибыль, УК надо поднять плату с собственников или не выполнять должным образом работы по содержанию общего имущества, то есть экономить на материалах, объемах работ и их качестве.
По его мнению, такая система порочна, так как не отвечает балансу интересов собственников и УК. Ведь для последних, согласно их же уставам, приоритетом является извлечение прибыли, а управление и обслуживание МКД фактически отодвинуто на задний план. В качестве альтернативы закон предлагает создавать ТСЖ. Однако он же ставит препятствия, из-за чего эта форма управления домами мало востребована. Зачастую ТСЖ создают искусственно и временно, для того, например, чтобы занять повыше место в очереди на капремонт. А после ремонта ТСЖ ликвидируют.
- Вероятно, для решения этой сложной проблемы надо на федеральном уровне принять нормативный акт о некоммерческих организациях сферы ЖКХ, - считает Евгений Бывшев. - И постепенно заменить коммерческие и обслуживающие управляющие компании на некоммерческие организации. Тогда извлечение прибыли перестанет быть первоочередной задачей.
Но до этого, видимо, еще далеко. Да и коммерсанты вряд ли согласятся без боя отдать привлекательный рынок некоммерческим организациям. Что же делать? Предложений множество: это и ужесточение общественного контроля, и проведение тотальных проверок совместно органами прокуратуры и жилинспекциями, и организация бесплатных жилищно-коммунальных юридических служб для граждан, и создание электронных систем контроля.
Кстати
Прежде чем приступить к делу, правительство области решило провести опрос жителей. Людям предложили оценить работу УК: довольны ли они качеством текущего ремонта, удовлетворены ли отчетами о деятельности, уровнем тарифов и прочим? И готовы ли передать дома в управление госкомпании? Если жители выскажутся "за", то ОАО, видимо, создадут.