Новости

Возобновляется финансирование программ капремонта и расселения из ветхого жилья в регионах-нарушителях
Денег на капитальный ремонт многоквартирных домов и ликвидацию аварийного жилья катастрофически не хватает. Однако бюджетные средства, которые выделяются на эти цели регионам СЗФО, не всегда эффективно используются. Почему, разбирались корреспонденты "РГ".

Без исключений

Итоги проверок, проведенных Фондом содействия реформированию ЖКХ совместно с органами прокуратуры РФ за три года, неутешительны. В 19 регионах страны, в том числе в Карелии, Калининградской, Новгородской и Вологодской областях, материалы проверок направлены следствию для решения вопросов об уголовном преследовании.

- Нарушений при реализации целевых программ по капремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного фонда много, и допускаются они во всех муниципалитетах Калининградской области. Исключений нет, - рассказала корреспонденту "РГ" прокурор по надзору за соблюдением федерального законодательства областной прокуратуры Юлия Шредер. - Все эти нарушения стандартны: ремонтные работы в доме фактически не выполняются, акт о приемке подписывается, деньги подрядчику перечисляются, качественный материал заменяется на дешевый аналог и так далее.

В качестве примера Шредер привела проверки Светлогорской межрайонной прокуратуры. В Светлогорском районе при реновации МКД ненадлежащим образом были потрачены почти 2 миллиона рублей. Из них 260 тысяч рублей - не по целевому назначению, 151,5 тысячи отвлечены на другие нужды, около полумиллиона израсходованы не-эффективно, на 357,2 тысячи рублей завышен объем работ, не предусмотренных сметой, при этом на 600 тысяч не выполнено запланированных работ. Материалы проверки направлены в следственные органы.

По требованию аудиторов 25,5 миллиона рублей Калининградская область вернула в Фонд ЖКХ

Еще один пример касается закупки калининградскими властями в 2009-2010 годах 22 квартир для "аварийщиков" в Мамоново. Как установили аудиторы Счетной палаты РФ, вместо 22 новых "двушек" для переселенцев приобретены 22 "однушки" в реконструированном здании бывшего офицерского клуба. Надо заметить, что вопросы расселения аварийного фонда - прерогатива муниципалитета. И муниципалитет вправе решать, где покупать квартиры "аварийщикам" - на первичном или вторичном рынке. Но за счет средств госкорпорации возможно приобретение только нового жилья. По требованию аудиторов 25,5 миллиона рублей регион вернул в Фонд ЖКХ. По решению губернатора области материалы по выявленным прокуратурой нарушениям направлены в областную прокуратуру и УМВД по Калининграду.

Наказаны 14 чиновников

Крупные недочеты вскрыла рабочая группа Фонда ЖКХ, проверявшая совместно с прокуратурой муниципалитеты Карелии, как те выполняют требования законодательства, регламентирующего вопросы капремонта МКД. В Кондопожском районе, например, ряд поселений сорвали срок предоставления необходимых сведений. На что было указано главам трех населенных пунктов. Виновные привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, по постановлению прокурора административное наказание понесли 14 чиновников.

Выявлены нарушения и в целом по республике. Это и неувязки в региональных программах по капремонту домов и переселению из аварийного жилья, и невыполнение условий предоставления финансовой помощи за счет средств госкорпорации. Надзорные органы внесли 73 представления об устранении нарушений, возбуждено 21 дело об административном правонарушении, направлено в суд 31 заявление, 72 лицам объявлены предостережения.

Мониторинг в Вологодской области проводился в Вологде, Череповце, Шексне, Вологодском и Кирилловском районах. Несмотря на то что в регионе вовремя приняли правовые акты, чиновники не обеспечили контроль за реализацией программ капремонта, есть проблемы с ликвидацией трущоб, в том числе с учетом малоэтажного строительства. Хотя в Вологде и Шексне дома возведены, и граждане переселены, жилье оказалось низкого качества, люди постоянно пишут жалобы. В Вологде вопрос о переселении из пяти квартир рассматривается в суде.

Члены рабочей группы также констатировали, что не во всех 59 домах из адресного списка закончен капремонт, что деньги госкорпорации перечислялись на банковские счета, открытые управляющими организациями и ТСЖ, с нарушением сроков, не все акты приемки работ согласовывались с городскими властями.

Аварийный счет

По сообщению департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области, на реализацию программ капремонта и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в 2008-2012 годах из средств Фонда ЖКХ направлено порядка 3,4 миллиарда рублей, область в рамках софинансирования выделила еще 1,2 миллиарда. За счет этих средств обновлено 1,7 тысячи МКД, в которых проживает более 190 тысяч человек; более 3,6 тысячи жителей региона перебрались из 316 аварийных и ветхих домов в новые жилища. Вологодские власти заверяют, что исправят выявленные нарушения, так как считают необходимым дальнейшее участие области в госпрограмме.

Санкции отменяются

С 1 июля 2014 года сняты серьезные ограничения на выдачу федеральных средств на расселение аварийных домов регионам, не исполняющим госпрограмму надлежащим образом. В частности, при срыве заданных объемов расселения одним муниципалитетом перестанет нести наказание весь регион. По новым правилам все субъекты, к которым из-за недовыполнения программы применялись санкции, вновь начнут финансироваться. Однако это будет проходить под жестким контролем.

Об этом заявил председатель правления Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин. Особое внимание, по его словам, будет обращено на 16 регионов-нарушителей. В их числе шесть субъектов СЗФО, которым по итогам выполнения программ капремонта и переселения "аварийщиков" за 2013 год было приостановлено финансирование. Четырем "проштрафившимся" - Новгородской, Архангельской, Вологодской областям и Карелии оно уже возобновлено, заявки Калининградской и Мурманской областей находятся на рассмотрении Фонда ЖКХ. Надо полагать, решения будут положительные.

Деньги регионам крайне необходимы. По данным полпредства президента РФ в СЗФО, площадь аварийного фонда по округу составляет около 2,3 миллиона квадратных метров. За 2013 год удалось ее снизить на 2,5 процента. В полпредстве видят в этом заслугу региональных и местных властей, но не скрывают, фактически темпы износа домов на территории округа, за исключением Санкт-Петербурга, превышают темпы замены их новостройками. Просто муниципалитеты из-за недостатка средств на ликвидацию ветхого жилья не спешат выявлять аварийные объекты. А снести в СЗФО требуется свыше 1 миллиона "квадратов".

- Поэтому так важно, чтобы в цепочке "заказчик (муниципалитет или управляющая компания) - подрядчик - технадзор" не было сбоев. Но без системного надзора "цепочка" расслабляется, - заметила сотрудница Калининградской облпрокуратуры Юлия Шредер. - В большинстве случаев заказчики за срыв контрактов не применяют к подрядчикам штрафные санкции. Не хотят судиться. Вместо того чтобы написать претензию и наказать подрядчика рублем, заключают допсоглашение и продлевают срок договора.

Именно на ненадлежащее исполнение муниципалитетами функций заказчика, в том числе на стадии подготовки к строительству - при оформлении земельных участков, выдаче разрешений на возведение объектов, разработке проектной документации, указали проверяющие из Фонда ЖКХ, побывавшие с инспекцией в Калинин-градской области. Так, в Пионерском и Янтарном из-за волокиты с оформлением земли под застройку почти год откладывались конкурсные процедуры. Немало претензий и к подрядчикам. И как результат, аварийная очередь двигается медленно.

Мнение

Владимир Булавин, полномочный представитель президента РФ в СЗФО:

- Выделяемые бюджетные деньги не всегда эффективно используются, затягиваются сроки строительства домов, претензии вызывает качество введенного жилья. Ответственность за это лежит на муниципалитетах. Они должны работать оперативно, начиная от выделения земли под строительство и заканчивая контролем за выполнением работ.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке