29.07.2014 10:15
    Поделиться

    Дорога к порту Тамани стала предметом судебных тяжб

    На Кубани разгорается крупный судебный скандал, поводом для которого стала борьба нескольких компаний за пользование автодорогой, ведущей к торговому порту Тамань. Трасса длиной 2,5 километра - важнейший стратегический объект, поскольку это единственный приемлемый путь, по которому можно доехать к порту со стороны поселка Волна. И тот, кто владеет этой транспортной артерией, по сути, влияет на работу порта.

    Дорога без документов

    Если быть точным, то обладать монопольным правом на автотрассу стремится только одна компания - ЗАО "Таманьнефтегаз". Остальные "участники процесса" добиваются использования дороги на общих равных условиях.

    Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, надо рассказать обо всем по порядку, ведь эта история берет свое начало еще в 1991 году. Тогда для строительства пионерлагеря и автодороги к нему государство выделило крупный земельный участок площадью 10,2 гектара. Инженеры-землеустроители обозначили все границы участка и сдали межевые знаки компании, которая вела здесь работы.

    Возведение пионерлагеря и дороги пришлось как раз на разгар тяжелых и безденежных девяностых и едва не превратилось в долгострой. В сложившейся ситуации межевые знаки потерялись, и никто особо не присматривался, соблюдены ли все нормы. Главное, построили приблизительно там, где надо было.

    Чуть позже собственником всего этого участка с дорогой стало ЗАО "Таманьнефтегаз".

    По документам трасса вроде возведена в границах отведенного земельного участка. Правда, документов, разрешающих строительство дороги, не хватало. Но до определенного времени такие "мелочи" никого не интересовали.

    Конфликт интересов

    Регион Таманского полуострова постепенно развивался, здесь появились новые крупные предприятия и объекты инфраструктуры, в том числе перспективный морской порт Тамань. А рядом с участком "Таманьнефтегаза" обозначились участки соседей. Те стали проводить межевание и ставить свою землю на кадастровый учет. В этот момент и обнаружилось, что построенная дорога находится совсем не в том месте, которое под нее отводилось. Кроме того, на всем протяжении она пересекает соседние участки. При этом транспортная магистраль приобрела для порта сверхважное значение: из-за того что в этой местности проложено два крупных трубопровода, проехать в порт Тамань со стороны поселка Волна наиболее удобно этой дорогой.

    Судья не удовлетворила ни одного ходатайства ответчиков. Все определения были вынесены в пользу истца

    - Интересно, что сама компания "Таманьнефтегаз" трассу практически не использует, - говорит Эдуард Беляев, представитель ООО "Шервуд". - Получается, что в крупный порт ведет единственная транспортная магистраль, которую хотят сделать полностью частной в угоду одной компании. Нетрудно предположить, что все это может привести к нарушениям и сбоям в работе самого порта.

    Попытки "Таманьнефтегаза" установить монопольное право на использование дороги привели к бесконечным судам этой компании с соседями. Они длятся уже более трех лет. Одно из последних решений, которое, казалось бы, ставило точку в споре, вынес Арбитражный суд Краснодарского края. Когда ЗАО "Таманьнефтегаз" обратилось с иском об установлении новых границ земельного участка, расположенного под дорогой, арбитраж в удовлетворении такого иска отказал. А позже апелляционная инстанция в Ростове-на-Дону и кассация в судах Северо-Кавказского округа подтвердили правильность выводов суда первой инстанции.

    Но подобные решения не уняли, а лишь разожгли пыл "владельца" дороги. Чтобы решить проблему, "Таманьнефтегаз" опять обратился в суд, но теперь уже Темрюкского района все с теми же требованиями, что ранее заявлялись в арбитраж: об изменении границ земельного участка под дорогой таким образом, чтобы она полностью вошла в его границы. Фактически был поднят вопрос о переделе собственности в районе морского порта Тамань. И соседям, которых затрагивают эти иски - без малого два десятка организаций и учреждений, - пришлось вновь отстаивать свою правоту в суде. При этом среди тех, кто так или иначе втянут в судебный спор, - ряд известных в России промышленных и перерабатывающих компаний: ООО "Пищевые ингредиенты", Сбербанк России, зерновой терминальный комплекс "Тамань", морской терминал "Тамань".

    Скандальное дело

    После обращения "Таманьнефтегаза" в Темрюкский районный суд дальнейшее разбирательство уже напоминало сказку.

    Из двух десятков ответчиков, которым "Таманьнефтегаз" предъявил иски, все оказались юридическими лицами, а двое - физическими. Причем каждый из этих граждан по решению того же Темрюкского суда ранее уже фактически перестал быть владельцем участков, по которым проходит дорога. Их права собственности в результате судебных процессов оказались прекращены. Судья руководствовался тем основанием, что, по данным Росреестра, эти физлица формально в реестре еще значатся как владельцы земли, однако таковыми уже не являются.

    Это стало решающим фактором, вне зависимости от того, что на самом деле начавшийся суд - это экономический спор "множества хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности".

    Можно предположить, что привлечение к судебному делу физических лиц было необходимостью, ведь иначе спор был бы подведомственен арбитражному суду, где во всех юридических тонкостях разбираются более дотошно. Зато на своем уровне в Темрюке судья Курбанова приняла иски к производству.
    Истец захотел наложить обеспечительные меры. Судья не удовлетворила ни одного из ходатайств ответчиков. Все определения Курбанова вынесла в пользу ЗАО "Таманьнефтегаз".

    Этот иск в суде Темрюка заявили еще в феврале этого года. К маю в суде так и не приступили к рассмотрению дела по существу. Тем не менее, Курбанова удовлетворяет ходатайство "Таманьнефтегаза" и назначает проведение судебной экспертизы.

    При этом не предоставлено слово ответчикам, не заслушаны их возражения, не рассмотрены документы и доказательства. Таким образом, судья просто физически не могла составить себе полное представление о деле.

    Зачем же тогда такая срочная судебная экспертиза?

    Сложившаяся ситуация вызывает недоумение и непонимание происходящего у всех ответчиков по этому делу.

    Справедливости ради

    Быстрая организация экспертизы не позволила остальным участникам судебной тяжбы заявить альтернативные кандидатуры экспертов, как это делается обычно по установленному регламенту. Не смогли ответчики и сформулировать свои вопросы для специалистов, которые будут выполнять исследование. Зато все желания истца оказались исполнены.

    Известно, что в юридической практике только на основании ответов эксперта на вопросы, которые поставлены истцом, принять решение по подобному судебному делу невозможно. Ведь самые главные вопросы так и не прозвучали. Например, каким образом дорога оказалась за границами предоставленного участка? Правильно ли земельный участок отражен в кадастровом учете? Возможно ли, что транспортную магистраль самовольно расположили за границами предоставленного участка? И подобных "темных пятен" в деле еще очень много...

    Сейчас рассмотрение этого скандального дорожного спора приостановлено в связи с назначением экспертизы. Судья ушла в отпуск. Стороны замерли в ожидании правосудия.

    Остается сожалеть, когда правосудие становится "краснодарским", "тамбовским", "ярославским". Практика судов общей юрисдикции складывается так, что все решается именно на местном уровне и выше практически не поднимается. Мол, у Москвы другие проблемы! И лица, облеченные судебной властью, используют эту ситуацию в своих целях, надеясь, что дальше их проверять никто не будет.

    Тем временем

    Развитие морского порта Тамань предусмотрено федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)". Сейчас этот порт способен принимать суда с осадкой до 20 метров. По Черному и Средиземному морям он обеспечивает прямой выход к международным торговым путям для поставки грузов в Западную Европу, Северную Африку, Ближний Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион. По оценкам экспертов, в ближайшие годы порт Тамань станет самым крупным сухогрузным портом на Черном море. Здесь планируется строительство комплексов по перегрузке минеральных удобрений, железной руды, угля, серы, зерна и стали.

    Поделиться