Необходимость введения электронной ветеринарной сертификации связана с тем, что ежегодно на оформление бумажных сертификатов, по оценкам экспертов, тратится почти 30 млрд рублей. Ведь под сертификацию каждый год подпадает около 4 млн тонн рыбной и 8 млн тонн мясной продукции.
Это уже вторая попытка минсельхоза ввести электронную ветсертификацию. Первая была предпринята в прошлом году, но тогда минюст не зарегистрировал приказ аграрного ведомства. Как считают в минсельхозе, это было сделано по формальным причинам, поскольку действующий Закон о ветеринарии не предусматривает подобных полномочий минсельхоза, а новый закон пока не принят.
Между тем два отраслевых союза - Рыбный и Союзмолоко - начали реализацию пилотных проектов по электронной сертификации по всей товаропроизводящей цепи.
Первая партия рыбы, полцентнера трески, по электронным ветеринарным сертификатам, которые погашались онлайн в разработанной Россельхознадзором государственной информационной системе "Меркурий", прошла от рыбодобывающих судов в Мурманске до розничного магазина в Москве. Рыба была выловлена в марте в Баренцевом море, затем треску доставили на береговой завод и после переработки в виде филе привезли на морозильный склад в Мурманске. Переработанная рыбная продукция (филе трески) была перевезена на автомобиле из Мурманской области через территорию Карелии, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей и прибыла на морозильный склад компании "Меридиан" в Москве для дальнейшей реализации. На каждом этапе перемещения продукции специалисты ветслужб Мурманской области и Москвы оформляли соответствующие транзакции в ГИС "Меркурий".
Электронные сертификаты будут оформляться бесплатно на базе именно этой ГИС, оператором которой является Россельхознадзор. Это означает, что предприятия, осуществляющие оборот продукции животного происхождения, будут, по сути, избавлены от оборотного налога, который, по оценкам экспертов, составляет около 30 млрд рублей в год.
Поднадзорная продукция разделена приказом на четыре группы риска. Товары низкого ветеринарного риска впоследствии будут оформляться компетентными представителями хозяйствующих субъектов. Для этого необходимо внесение соответствующих изменений в ФЗ "О ветеринарии", но основа для передачи части надзорных функций участникам рынка уже есть.
По окончании переходного периода потребители смогут по всем видам продукции животного происхождения (мясо и птица, рыба и креветки, молоко и сыры, мед и многие другие продукты) получать достоверную информацию о дате и месте происхождения сырья, заводе-производителе, сроках годности, основных характеристиках товара. В переходный же период сведения о продукции могут быть доступны потребителям только от вертикально интегрированных холдингов или при условии добровольного перехода на электронную ветсертификацию всех участников товаропроводящей цепи.
Существующая структура государственных органов, ответственных за пищевую и биологическую безопасность, чрезвычайно раздроблена, при этом отсутствует координация и взаимодействие между ними, что приводит к многочисленным случаям дублирования функций, тотальному контролю всех сегментов рынка без учета степени риска, установлению излишних административных барьеров для участников рынка, особенно законопослушных.
Следствием этого является близкое к катастрофическому ухудшение эпизоотической ситуации на территории России, что создает предпосылки для неравной конкуренции, где преимущество получают недобросовестные участники рынка.
Проводимый на постоянной основе экспертами отраслевых союзов и ассоциаций АПК России и научными ветеринарными учреждениями многолетний анализ деятельности хозяйствующих субъектов в сфере обращения пищевой продукции, их взаимоотношений с надзорными органами выявил разобщенность интересов производителей и потребителей.
Система электронной сертификации предупредит такие виды мошенничества, как подмена вида продукции, фальсификации с весом продукта с помощью излишней глазури, замену жиров животного происхождения на жиры растительного происхождения.
Приказ минсельхоза - это важный шаг к управлению рисками при производстве пищевой продукции в масштабах всей страны. Он одновременно с повышением эффективности самой системы контроля позволит значительно сократить число проверочных мероприятий для бизнеса и создаст механизм селективного отбора наиболее конкурентоспособных отечественных производств на внутреннем рынке, позволит сформировать высокую степень доверия к отечественной продукции и будет способствовать развитию экспортного потенциала пищевой индустрии.
Такая система проверки достоверности заявленных сведений будет построена на основе обмена сведениями в режиме реального времени между многочисленными реестрами и базами данных как органов власти, так и частных компаний. В ее основе лежит концепция перехода на безбумажный документооборот, которая разработана мин-экономразвития и опирается на опыт и модели информационных систем, разработанных Россельхознадзором в сфере ветеринарии: выдача разрешений на ввоз поднадзорных грузов ("Аргус"), регистрации лабораторных исследований ("Веста"), ветеринарной сертификации ("Меркурий"), регистрации юридически значимых действий ("Цербер"). Логика разработчиков системы предполагает жесткую взаимосвязь между сведениями, получаемыми из всех информационных систем. В результате упростится ветеринарный контроль и надзор, уменьшатся административные барьеры, снизятся финансовые затраты участников рынка и государственных органов, связанные с оформлением документов на бумажных носителях. Но главное то, что внедрение системы прослеживаемости рыбной продукции будет напрямую способствовать обеспечению продовольственной и биологической безопасности России.
В рамках электронной системы регистрации будет осуществляться и регистрация действий сотрудников поднадзорных органов, всех предпринятых ими шагов в рамках надзора, а равно и обжалование действий надзорных органов с автоматической подачей жалобы в центральный аппарат надзорного органа. По сути, такая система - это реализация концепции Национальной системы прослеживаемости пищевой продукции.